Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 21 марта 2005 г. N Ф04-1284/2005(9536-А27-15)
(извлечение)
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Заводскому и Новоильинскому районам г. Новокузнецка обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственному унитарному дочернему предприятию "Кузнецкий центр восточного научно-исследовательского углехимического института" (далее - Предприятие) о взыскании налоговых санкций в размере 1 685 рублей по решению от 19.04.2004 N 10823.
Решением от 03.12.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на их неправомерность.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялась.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производит замену Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Заводскому и Новоильинскому районам г. Новокузнецка на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по Заводскому и Новоильинскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области (далее - налоговый орган) в связи с реорганизацией заявителя.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального права. В качестве оснований для отмены судебного акта налоговый орган указывает неправильное применение судом положений статьи 7 Закона Кемеровской области "Об отмене налога с продаж и о введении сбора на нужды образовательных учреждений, взимаемого с юридических лиц не территории Кемеровской области". Считает, что налогоплательщиком нарушен срок представления налоговой декларации по данному сбору, в связи с чем привлечение его к ответственности, предусмотренной статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации, правомерно.
Просит принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Отзыв на кассационную жалобу Государственным унитарным дочерним предприятием "Кузнецкий центр восточного научно-исследовательского углехимического института" в суд не представлен.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что принятое по делу решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения камеральной проверки налогоплательщика выявлен факт нарушения налогового законодательства, выразившийся в несвоевременном представлении налоговой декларации по сбору на нужды образовательных учреждений за 1 квартал 2003 года.
По результатам проверки заместителем руководителя налогового органа было вынесено решение от 19.04.2004 N 10823 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации по сбору на нужды образовательных учреждений за 3 месяца 2003 года в налоговый орган по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока представления такой декларации в виде штрафа в размере 30% от суммы налога, подлежащего уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный и неполный месяц, начиная со 181-го дня, что составляет 1 685 рублей.
В добровольном порядке требование от 21.04.2004 N 999 об уплате налоговой санкции в срок до 07.05.2004 не исполнено.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования о взыскании штрафа, арбитражный суд пришел к выводу, что несвоевременное представление расчетов авансовых платежей по сбору на нужды образовательных учреждений не может повлечь применение ответственности, предусмотренной статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция считает данный вывод ошибочным.
В соответствии со статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации предусмотрена ответственность.
Из пункта 4 статьи 23 и статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с положениями статьи 52, пункта 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода на основе налоговой базы, налоговых ставок и налоговых льгот, налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых вносятся авансовые платежи.
Согласно пункту 2 статьи 7 Закона Кемеровской области "Об отмене налога с продаж и о введении сбора на нужды образовательных учреждений, взимаемого с юридических лиц на территории Кемеровской области" от 05.11.2002 N 80-03 (в редакции Закона Кемеровской области от 29.05.2003 N 28-03) уплата авансового платежа по сбору производится плательщиками ежемесячно, исходя из установленной ставки сбора и фактически начисленного фонда заработной платы организацией за истекший месяц до 15-го числа следующего месяца.
Статья 5 Закона Кемеровской области от 05.11.2002 N 80-03 (с изменениями от 29.05.2003) устанавливает, что налоговым периодом по сбору на нужды образовательных учреждений признается календарный год, а отчетными периодами по сбору признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В силу пункта 1 статьи 7 Закона Кемеровской области от 05.11.2002 N 80-03 (с изменениями от 29.05.2003) плательщики сбора по истечении отчетного (налогового) периода представляют в налоговые органы по месту налогового учета налоговую декларацию по сбору на нужды образовательных учреждений по форме согласно приложению к настоящему Закону в срок, установленный законодательством для представления квартальной (годовой) бухгалтерской отчетности.
Сроки представления бухгалтерской отчетности устанавливаются статьей 15 Федерального Закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и составляют для представления квартальной отчетности - в течение 30 дней по окончании квартала, а для представления годовой отчетности - в течение 90 дней по окончании года.
Следовательно, к налоговой ответственности за нарушение срока представления налоговой декларации по сбору на нужды образовательных учреждений можно привлечь в случае нарушения налогоплательщиком сроков представления налоговой декларации по сбору за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год.
В связи с неправомерным применением норм материального права решение суда подлежит отмене.
Отменяя решение суда, кассационная инстанция лишена возможности принять новое решение, поскольку размер налоговой санкции не был предметом исследования в арбитражном суде первой инстанции.
С учетом изложенного дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении арбитражному суду необходимо разрешить спор по существу в соответствии с нормами действующего законодательства, с учетом указанных замечаний, а также распределить расходы по государственной пошлине, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1, пунктом 3 части 2 и частью 3 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 03.12.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-23780/04-6 - отменить, направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 марта 2005 г. N Ф04-1284/2005(9536-А27-15)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании