Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 6 сентября 2004 г. N Ф04-6088/2004(А27-4229-3)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Томусапромсвязьмонтаж" (далее - ООО "Томусапромсвязьмонтаж") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением об обязании инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Междуреченску денежные средства в сумме 12 989, 24 руб., списанные с расчетного счета ООО "Томусапромсвязьмонтаж" в ОАО АКБ "Кузбасспромбанк" платежным поручением N 35 от 05.06.1998, зачесть в уплату налога на пользователей автомобильных дорог.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 26.01.2004 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ОАО АКБ "Кузбасспромбанк".
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 18.05.2004 требования ООО "Томусапромсвязьмонтаж" удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить вынесенный по делу судебный акт и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Томусапромсвязьмонтаж" требований по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу ООО "Томусапромсвязьмонтаж" не представлен.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Инспекции МНС РФ.
Как следует из материалов дела, 06.05.2003 Инспекцией МНС РФ в адрес ООО "Томусапромсвязьмонтаж" было направлено требование N 637 об уплате налогов, в том числе налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 3 255 руб.
Основанием направления данного требования явилось то, что у заявителя имеется недоимка по налогу на пользователей автодорог, которая возникла в результате незачета Инспекцией МНС РФ денежных средств в сумме 12 989, 24 руб., списанных с расчетного счета ООО "Томусапромсвязьмонтаж" в ОАО АКБ "Кузбасспромбанк" платежным поручением N 35 от 05.06.1998, но не поступивших в бюджет.
Считая данные действия Инспекции МНС РФ не соответствующими налоговому законодательству, нарушающими его права и законные интересы как налогоплательщика ООО "Томусапромсвязьмонтаж" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением об обязании налогового органа зачесть в уплату налога на пользователей автодорог денежные средства в сумме 12 989, 24 руб., списанные с его расчетного счета в ОАО АКБ "Кузбасспромбанк" платежным поручением N 35 от 05.06.1998.
Принимая решение об удовлетворении требований ООО "Томусапромсвязьмонтаж", Арбитражный суд Кемеровской области, обоснованно руководствуясь Постановлением Конституционного Суда РФ от 12.10.1998 N 24-П, исходил из отсутствия в действиях заявителя каких-либо признаков недобросовестности и вины непоступления денег в бюджет.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" (далее - Закон РФ от 27.12.91 N 2118-1), действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога либо отменой налога.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 12.10.1998 N 24-П, согласно которому положение пункта 3 статьи 11 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1, с учетом смысла, придаваемого ему сложившейся правоприменительной практикой, как предусматривающее прекращение обязанности налогоплательщика-юридического лица по уплате налога лишь с момента поступления соответствующих сумм в бюджет, признано неконституционными. При этом Конституционный Суд РФ указал, что обязанность юридического лица по уплате налога прекращается со дня списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета налогоплательщика при наличии достаточного денежного остатка, независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет.
Из материалов дела следует, что платежным поручением N 35 с расчетного счета ООО "Томусапромсвязьмонтаж" 26.06.1998 списана сумма налога на пользователей автомобильных дорог в размере 12 989, 24 руб. Данное обстоятельство подтверждается отметкой ОАО АКБ "Кузбасспромбанк" на платежном поручении N 35 и выпиской из лицевого счета налогоплательщика, свидетельствующей о наличии достаточного для уплаты налога денежного остатка на расчетном счете на день перечисления денежных средств. Однако указанная сумма в бюджет не поступила.
Кроме того, как правильно указал суд, факт списания денежных средств с расчетного счета заявителя отражен в акте от 05.03.2001 N 35. составленном Инспекцией МНС РФ по результатам проверки выездной налоговой проверки ООО "Томусапромсвязьмонтаж" по вопросу списания через неплатежеспособные банки денежных средств в счет погашения налоговых обязательств, но не поступивших на счета по учету доходов бюджетов за период с 01.06.1998 по 31.12.1998.
Доводы Инспекции МНС РФ о недобросовестности ООО "Томусапромсвязьмонтаж" обоснованно не приняты судом первой инстанции во внимание как не основанные на материалах дела и опровергаемые представленными заявителем документами.
Ссылки налогового органа на необоснованное распространение арбитражным судом действия Постановления Конституционного Суда РФ от 12.10.1998 N 24-П на отношения, предшествующие его принятию, несостоятельны.
В силу пункта 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 12.10.1998 N 24-П, оно вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно Данное постановление действительно не имеет обратной силы и не распространяется на правоотношения, возникшие до его принятия
Из материалов дела видно, что Инспекция МНС РФ выставила требование N 637 об уплате 3 255 руб недоимки по налогу на пользователей автомобильных дорог, являющейся остатком суммы налога, не поступившей в бюджет по платежному поручению от 05.06.1998 N 35, лишь 06.05.2003, то есть после вступления в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 12.10.1998 N 24-П и Налогового кодекса РФ.
Следовательно, решение арбитражного суда первой инстанции от 18.05.2004 вынесено в соответствии с законодательством, действующим как в период возникновения спорных правоотношений, так и в период принятия решения по делу
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287. статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил.
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18.05.2004 по делу N А27-1656/2004-6 оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Междуреченску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 сентября 2004 г. N Ф04-6088/2004(А27-4229-3)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании