Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 6 сентября 2004 г. N Ф04-6193/2004(А75-4274-26)
(извлечение)
Закрытое акционерное общество (далее - ЗАО) "Альтаир - нефть - транс", город Нижневартовск, обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа к межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу о признании незаконными действий должностных лиц налогового органа, выразившихся в начислении пени на сумму просрочки исполнения обязанности по уплате налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд за 2000-2001 годы.
Решением от 13.05.2004 первой инстанции действия налогового органа, выразившиеся в начислении обществу пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд, в сумме 523 988 рублей, признаны незаконными, как несоответствующие статье 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы" и статье 17 Налогового кодекса Российской Федерации.
В признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в начислении пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд в сумме 161 176, 17 рублей отказано.
Суд мотивировал данный вывод тем, что срок уплаты налога в Федеральный дорожный фонд установлен Порядком образования и использования Федерального дорожного фонда #
Суд обязал налоговый орган уменьшить обществу пени в Федеральный дорожный фонд в сумме 192 116 рублей, в территориальный дорожный фонд в сумме 331 871 рублей.
В апелляционной инстанции арбитражного суда дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда в части признания незаконными действий налогового органа по начислению пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 523 988 рублей.
Заявитель полагает, что срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд установлен пунктами 37, 38 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 59 от 04.04.2000. Следовательно, за несвоевременную его уплату пени начислены правомерно. Указывает, что данную позицию поддерживает Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении N 200-О от 04.07.2002.
Заслушав представителя налогового органа, поддержавшего доводы жалобы, кассационная инстанция, в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, пришла к выводу об отказе в удовлетворении кассационной жалобы.
Материалами дела установлено, что ЗАО "Алтаир-нефть-транс" является плательщиком налога на пользователей автомобильных дорог и в 2000-2001 годах уплачивало его в территориальный дорожный фонд Ханты-Мансийского автономного округа и в Федеральный дорожный фонд. Это подтверждается платежными поручениями, а также справкой по состоянию расчетов на 19.02.2003.
Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу произведено начисление пени за просрочку уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в 2000-2001 годах в сумме 685 000 рублей.
Не согласившись с начисленной суммой пени, ЗАО "Алтаир-нефть-транс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации "О налоговой системе в Российской Федерации", установление срока уплаты налога предусмотрено именно законодательными актами.
Статья 5 Закона Российской Федерации "О дороджных фондах в Российской Федерации" определила существенные элементы налога на пользователей автомобильных дорог, такие, как объект налогообложения, налоговую базу, налоговую ставку, порядок исчисления налога. Вместе с тем, в ней не определены порядок и сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог.
В статье 2 названного закона указано, что порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов определяется федеральным законом; порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов определятся законами субъектов Российской Федерации.
Законом Ханты-Мансийского автономного округа N 15-03 от 22.02.2000 "О порядке формирования и использования средств территориального дорожного фонда Ханты-Мансийского автономного округа" также не установлен срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 13.03.2000 N 15-ОЗ
Учитывая требования пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции правомерно указал, что в связи с отсутствием в 2000-2002 годах четкого законодательного определения срока уплаты налога, оснований для взыскания пени нет.
Поскольку в 1999 году действовал Порядок образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденный постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 2235-1 от 23.01.1992. начисление пени по части налога на пользователей автомобильных дорог, подлежащей уплате в Федеральный дорожный фонд в 1999 году в сумме 161 176, 17 руб., суд признал правомерным.
Кассационная инстанция считает данные выводы основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, об использовании для определения сроков уплаты лалогг. Инструкции Госналогслужбы N 30 и Инструкции МНС N 59. а также положении изложенных в определении Конституционного Суда Российской Федерации N 200-О от - 07.2002. кассационной инстанцией не принимаются, поскольку они были предметом исследования суда первой инстанции, правовая оценка им дана, кассационная инстанция считает правомерной.
По изложенному суд кассационной инстанции пришел к выводу, что судом первой инстанции полно, всесторонне исследованы материалы дела и представленные сторонами доказательства правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем в удовлетворении кассационной жалобы отказано.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решением от # Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу # оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 сентября 2004 г. N Ф04-6193/2004(А75-4274-26)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании