Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 6 сентября 2004 г. N Ф04-6184/2004(А27-4226-15)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Рикт" (далее - ОАО "Рикт") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Междуреченску (далее - налоговый орган) о признании незаконным решения от 05.12.2003 N 51 о внесении изменений в решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в бюджет в решение от 04.02.2000 N 4.
Решением от 17.05.2004 заявленные требования удовлетворены.
Принимая решение, суд пришел к выводу, что оспариваемое решение налогового органа принято в нарушение норм Постановления Правительства Российской Федерации N 1002 от 03.09.1999, утвердившего Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, Правил по применению в 2001 году Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.06.2001 N БГ-3-10/191, увеличивает задолженность истца по налогам и сборам, то есть ухудшает положение налогоплательщика.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого решения не проверялась.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права. Считает, что выводы суда об ухудшении положения налогоплательщика не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку внесенные изменения в решение о реструктуризации задолженности устраняют допущенную ошибку при первоначальном отнесении дополнительных платежей в суммы пеней и штрафов.
Отзыв на кассационную жалобу от ОАО "Рикт" в суд не поступил.
Проверив материалы дела в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 05.12.2003 налоговым органом в одностороннем порядке принято решение о внесении изменений в решение о реструктуризации задолженности от 04.02.2000 N 4. При этом дополнительные платежи по налогу на прибыль в сумме 280 000 руб. были исключены из графика погашения задолженности по пеням и штрафам, утвержденного решением от 04.02.2000 X" 4, и включены в график погашения задолженности по налогам и сборам. Утвержден график погашения дополнительных платежей по налогу на прибыль, начиная с 1 квартала 2004 года.
Полагая, что у налогового органа отсутствовата установленные Налоговым кодексом Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 основания и полномочия для принятия оспариваемого решения от 05.12.2003, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения незаконным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что оспариваемое решение налогового органа принято в нарушение норм действующего законодательства, а также, что при исключении дополнительных платежей по налогу на прибыль из суммы задолженности по пеням и штрафам и при включении этой суммы в график погашения задолженности по налоговым платежам ухудшается положение налогоплательщика, поскольку увеличивается его задолженность.
Кассационная инстанция считает данный вывод суда ошибочным исходя из следующего.
Условия, порядок и сроки проведения реструктуризации задолженности юридического лица по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам регулируются Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002.
В указанном нормативном правовом акте предусмотрены принятие налоговым органом решения о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по заявлению налогоплательщика, вынесения дополнительного решения по дополнительному заявлению налогоплательщика и вынесение в установленных случаях решения о прекращении действия решения о реструктуризации.
Указанный Порядок не содержит норм как о внесении изменений в решение о предоставлении права на реструктуризацию задолженности, так и норм о запрете на внесение изменений в решение в случае выявления ошибки.
В данном случае внесение изменений в решение о предоставлении права на реструктуризацию вызвано ошибочным включением задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль в состав задолженности по пеням и штрафам, в связи с чем оспариваемыми изменениями задолженность по дополнительным платежам перенесена в задолженность по налогам, в результате чего сумма общей реструктурированной задолженности не изменилась.
Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль с учетом дополнительных платежей в виде процентов по ставке рефинансирования Банка России был установлен в спорный период статьей 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Согласно определениям Конституционного Суда Российской Федерации от 13 11.2001 N 225-0 и от 10.01.2002 N 5-0 данный порядок исчисления налога на прибыль не является произвольным, не дает оснований сомневаться в соответствии указанного положения Закона Конституции Российской Федерации и проценты на сумму налога являются доплатой бюджету фактических сумм налога с прибыли по результатам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Независимо от присущих дополнительным платежам компенсационных признаков данные платежи в силу Закона включены в порядок исчисления и уплаты налога на прибыль и не имеют отношения к суммам пеней и штрафов, исчисляемым в соответствии со статьей 75 и главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемые изменения в решение о реструктуризации внесены налоговым органом с целью устранения допущенной ошибки и приведения данного решения в соответствии с налоговым законодательством, а также в рамках полномочий и обязанностей налоговых органов, предусмотренных в пункте 19 указанного выше Порядка проведения реструктуризации от 03.09.1999 N 1002, статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации.
Устранение налоговым органом собственных ошибок не противоречит статье 31 Налогового кодекса Российской Федерации и Порядку проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом. Указанные изменения не нарушают права налогоплательщика и не противоречат налоговому законодательству, в связи с чем. отсутствуют основания для признания их недействительными.
В связи с неправильным применением норм материального права решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку фактические обстоятельства дела достаточно полно установлены судом первой инстанции, но неправильно применены нормы материального права.
В связи с удовлетворением кассационной жалобы, расходы по государственной пошлине за ее рассмотрение в сумме 500 рублей подлежат взысканию с ОАО "Рикт".
Исполнительный лист подлежит выдаче в порядке статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 17.05.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-5328/2004-6 отменить.
В удовлетворении заявленных требований открытого акционерного общества "Рикт" отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Рикт" расходы по господине в сумме 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 сентября 2004 г. N Ф04-6184/2004(А27-4226-15)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании