Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 мая 2004 г. N Ф04/2571-224/А81-2004
(извлечение)
ОАО "Меретояханефтегаз" предъявило исковые требования к Управлению о признании недействительным договора N 49 от 19.07.2001 купли-продажи скважин глубокого бурения в связи с несоответствием сделки требованиям Федерального закона "Об акционерных обществах" об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, и в связи с отсутствием в договоре данных, позволяющих определить расположение объектов недвижимости на земельном участке.
В ходе рассмотрения спора истец изменил свои требования, указав, что основанием для признания договора недействительным является нарушение законодательства о приватизации при реализации скважин.
Ответчик обратился к ОАО "Меретояханефтегаз" со встречным иском об обязании последнего возвратить переданное по договору имущество и о взыскании в соответствии со статьей 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации доходов, полученных акционерным обществом от использования имущества, в сумме 47 303 308,64 руб.
Решением от 04.11.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.01.2004, в удовлетворении первоначального и встречного исков отказано.
Судебные инстанции пришли к выводу, что отчуждение скважин глубокого бурения произведено в соответствии с Положением "О порядке реализации и использования скважин глубокого бурения на нефть и газ, пробуренных за счет средств государственного бюджета и числящихся на балансе государственных геологических предприятий", утвержденным Госкомимуществом Российской Федерации, Роскомнедрами Российской Федерации, Минтопэнерго Российской Федерации, Госгортехнадзором Российской Федерации и зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 25.09.95 (далее - Положение). Суд не установил нарушений законодательства при заключении данного договора.
ОАО "Меретояханефтегаз" не согласно с вынесенными судебными актами. Полагает, что судом при принятии решения были нарушены нормы материального права.
Поскольку Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий приватизация скважин глубокого бурения запрещена, применение судом Положения, предусматривающего возможность реализации скважин, является противоречащим закону. Суд обязан был вынести решение в соответствии с законом, а не подзаконным актом.
Необоснованным считает заявитель жалобы вывод суда о том, что договор содержит существенное условие, позволяющее определить месторасположение недвижимого имущества. В договоре указан г. Губкинский Надымского района.
Вместе с тем указанный город расположен на территории Пуровского района.
Кроме того, суд не рассмотрел вопрос об отсутствии в договоре еще одного существенного условия - условия аренды (пользования) земельным участком.
На основании изложенного заявитель жалобы просит судебные акты в части отказа в удовлетворении первоначального иска отменить и принять новое решение.
Управление находит судебные акты законными, просит жалобу оставить без удовлетворения.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, между Комитетом (продавцом) и ОАО "Меретояханефтегаз" (покупатель) 19.07.2001 был заключен договор купли- продажи, согласно которому продавец обязался передать в собственность покупателю недвижимое имущество собственности Российской Федерации - скважины глубокого бурения N N 1, 3, 5, 7, 8 Верхне-Пурпейской площади, Меретояхинского лицензионного участка, расположенного в 100 км. западнее г.Губкинский, Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа, а покупатель - уплатить за имущество 1ОЗ89 427 руб. без налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 2.1.43 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2284, приватизация скважин глубокого бурения, находящихся в пределах горных отводов или площадей, по которым выданы лицензии добывающим или иным предприятиям, запрещена.
Исходя из статьи 7 Закона Российской Федерации "О недрах" и пункта 1.5 Инструкции о порядке предоставления горных отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений, утвержденной постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 11.09.96 N 35 осуществлять исключительное право пользования недрами в границах горного отвода в соответствии с предоставленной лицензией имеет пользователь недр.
Поскольку состав участников пользователей недр ограничен, приватизация скважин глубокого бурения, пробуренных за счет государственного бюджета, в порядке и способами, предусмотренными Государственной программой приватизации и Федеральным законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", по существу невозможна, о чем и свидетельствует пункт 2.1.43 Государственной программы приватизации.
Реализация скважин организациям, получившим лицензию на право пользования недрами с целью добычи полезных ископаемых, производится в соответствии с Положением от 1995 года, согласно которому на основании решения Госкомимущества Российской Федерации или его территориального комитета разрешается реализация по восстановленной стоимости скважин глубокого бурения на нефть и газ организациям, получившим лицензию на право пользования недрами с целью добычи полезных ископаемых (пункт 4 Положения).
Судом установлено, что реализация скважин ответчику производилась с соблюдением порядка, установленного данным Положением.
В соответствии со статьей 554 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.
Дав оценку имеющимся в деле доказательствам, суд обоснованно пришел к выводу, что сторонами определен предмет договора. Тем более, что ответчик ранее обладал указанными скважинами, споров по данному вопросу у сторон не возникало.
В договоре купли-продажи определено, что скважины находятся Верхне- Пурпейской площади, Меретояхинского лицензионного участка, расположенного в 100 км. западнее г.Губкинский, Надымского района Ямало Ненецкого автономного округа.
Довод заявителя жалобы об имеющихся в договоре несоответствия* относительно предмета договора безоснователен. Город Губкинский действительно расположен в Пуровском районе. В договоре же указано, что скважины расположены на площади и лицензионном участке, находящихся в Надымском районе, западнее г. Губкинский.
Реализация скважин в соответствии с Положением исключает возможность признания договора купли-продажи ничтожным со ссылкой на статью 28 Закона о приватизации в связи с отсутствием в договоре условия об аренде (пользовании) земельного участка.
С учетом изложенного суд правомерно отказал ответчику в удовлетворении встречного иска.
Кассационная инстанция считает, что нормы материального права судебными инстанциями применены правильно, оснований для отмены решения и постановлений не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 04.11.2003 и постановление от 28.01.2004 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-352/1807-Г-ОЗ оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 мая 2004 г. N Ф04/2571-224/А81-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании