Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 29 декабря 2004 г. N Ф04-9163/2004(7360-А27-25)
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Распадская", г. Кемерово, обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области от 19.12.2003 N 298.
Заявление обосновано тем, что инспекция неправомерно отказала в возмещении налога на добавленную стоимость по экспортным поставкам в сумме 208 866 руб. за август 2003 года.
Решением арбитражного суда от 18.06.2004 требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.10.2004 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе межрайонная инспекция МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области просит отменить судебные акты, указывая, что налогоплательщик не подтвердил в установленном порядке обоснованность применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, не доказал право на льготу по декларации за август 2003 года, в связи с чем у суда отсутствовали правовые основания для признания решения налогового органа недействительным.
ОАО "Распадская" просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284. 286 АПК РФ проверив законность принятых по делу судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав объяснения лица, участвующего в деле, считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по итогам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов, а также пакета документов представленных ЗАО "Распадская" в соответствии с пунктом 6 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации за август 2003 года, налоговым органом 19.12.2003 вынесено решение N 298 об отказе в возмещении названного налога в сумме 208 866 рублей.
Основанием отказа послужило невыполнение налогоплательщиком при подаче налоговой декларации требований подпункта 4 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации и подпункта 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса: на всех представленных копиях железнодорожных накладных к грузовой таможенной декларации отсутствуют отметки пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требование ЗАО "Распадская" указал, что обществом соблюдены требования статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации по оформлению документов с целью обоснования применения ставки 0% налогоплательщиком, в налоговый орган представлены грузовые таможенные декларации с отметками таможенных органов, подтверждающие вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации. При этом суд считает, что в товаротранспортных документах отметка таможенного органа, выпускающего товар за пределы таможенной территории Российской Федерации, "товар вывезен полностью" не обязательна, достаточно такой отметки в ГТД.
Апелляционная инстанция согласилась с выводом суда первой инстанции, дополнительно указав, что доводы налогового органа относительно отсутствия у заявителя права на применение налоговой ставки 0 процентов опровергнуты фактическими обстоятельствами дела, установленными судом в процессе рассмотрения дела.
Между тем выводы суда не соответствуют положениям Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 165 Кодекса для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов при реализации товаров, названных в пункте 1 статьи 164 Кодекса, в налоговые органы представляются следующие документы: 1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Если контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну, вместо копий полного текста контракта представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля (в частности, информацию об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции); 2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке; 3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (пограничный таможенный орган); 4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Как следует из пункта 4 статьи 165 Кодекса, аналогичные требования предъявляются к документам для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов по услугам, предусмотренным подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 Кодекса.
В изъятие из общего порядка оформления этих документов налоговым законодательством предусмотрен ряд особенностей при вывозе припасов, товаров через границу с Белоруссией, а также судами через морские порты, воздушным, трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, а также при оказании услуг в отношении перечисленных операций с товарами.
Таким образом, в силу обязательных требований Кодекса налогоплательщик должен представить в налоговую инспекцию не только грузовую таможенную декларацию, но и соответствующий этой декларации транспортный, товаросопроводительный и (или) иной аналогичный по характеру внесенных в него сведений документ с необходимыми отметками таможенных органов, подтверждающими вывоз товара, на каждом из таких документов.
Исходя из содержания пункта 1 статьи 165 Кодекса, грузовая таможенная декларация не может рассматриваться в качестве иного документа, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 названной статьи, и какая-либо правовая неясность в данном вопросе отсутствует.
Под иными документами имеются в виду те, которые равнозначны транспортным и товаросопроводительным документам по своему содержанию и включают сведения о способе доставки и маршруте следования товара с учетом вида перевозки или особенностей груза (например, багажные и почтовые квитанции, ведомость перевозимых по одной накладной вагонов, документы к перевозке отправлений службой спецсвязи и т.п.).
Юридических препятствий для получения заинтересованными лицами налогоплательщиками необходимой отметки таможенного органа, как на грузовой таможенной декларации, так и на транспортном или товаросопроводительном документе нет.
В период совершения обществом экспортных операций и подачи в налоговую инспекцию спорных деклараций действовал Приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 26.06.2001 N 598 "О подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров" установивший соответствующий Порядок. В силу названного Порядка, при представлении перечисленных в нем документов с приложением к ним экземпляра транспортного и (или) товаросопроводительного документа сотрудник таможенного органа на оборотной стороне этого документа обязан был сделать отметку о вывозе товара (пункт 7 Порядка).
В настоящее время действует Инструкция о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденная Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 21.07.2003 N 806.
Согласно пункту 9 названной Инструкции наряду с экземпляром грузовой таможенной декларации представляется экземпляр транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа, на основании которого товар перемещался через таможенную границу.
Подтверждение вывоза осуществляется должностным лицом таможенного органа в течение 20 дней после поступления надлежащего заявления посредством проставления отметки "товар вывезен" на соответствующем документе (пункт 12 Инструкции).
Из содержания Инструкции однозначно следует, что таможенные органы не рассматривают грузовую таможенную декларацию в качестве транспортного, товаросопроводительного или иного равнозначного им документа.
Таким образом, с установленной Кодексом обязанностью налогоплательщика по представлению транспортных и (или) товаросопроводительных документов с необходимыми отметками таможенных органов корреспондирует право налогоплательщика на их получение. Согласно пункту 5 Порядка и пункту 12 Инструкции на проставление соответствующих отметок при представлении всех необходимых документов таможне дается менее одного месяца, а декларацию, подтверждающую право на ставку 0% при экспортных операциях, налогоплательщик имеет право сдать в течение 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта или транзита (пункт 9 статьи 165 Кодекса).
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 1 постановления от 14.07.2003 N 12-П также указал, что для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов в налоговые органы представляются грузовая таможенная декларация..., а также копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов.
Необходимость представления грузовой таможенной декларации, рассматриваемой в качестве документа, предусмотренного нормами публичного права, дополнительно подтверждена в пункте 2.1 названного постановления, а обязательность представления транспортных, товаросопроводительных документов, относящихся к системе накладных, - в пунктах 2.2 и 2.3 постановления.
Следовательно, выводы арбитражного суда относительно наличия у заявителя права на применение налоговой ставки 0 процентов за август 2003 года не соответствуют указанному выше законодательству.
Также кассационной инстанцией не может быть признан правильным вывод суда о признании необоснованными выводов налогового органа об отказе в возмещении НДС в связи с тем, что налогоплательщиком в судебное заседание представлен пакет документов, содержащий железнодорожные накладные с отметкой таможенного органа о вывозе товара. Указанные обстоятельства не могут свидетельствовать о незаконности решения налогового органа.
Поскольку обществом заявлялось требование о признании решения налоговой инспекции недействительным, то оценка законности этого решения должна осуществляться судом, исходя из тех обязательных к представлению в силу закона документов, которые на момент его вынесения были представлены в налоговую инспекцию обществом в целях подтверждения права на налоговую ставку 0% и налоговые вычеты по экспортным операциям.
Учитывая то, что на момент вынесения оспариваемого решения налогового органа, заявителем не были представлены транспортные и (или) товаросопроводительные документы с необходимыми отметками таможенных органов, подтверждающими вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации, правовых оснований для признания недействительным указанного решения налогового органа у арбитражного суда не имелось.
В соответствии с частью 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых ответчиком судебных актов в данном случае является неправильное применение арбитражным судом указанных выше норм налогового законодательства.
Поскольку фактические обстоятельства дела установлены арбитражным судом, но имеет место неправильное применение норм материального права, кассационная инстанция считает возможным принять новый судебный акт.
В силу требований статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в связи с рассмотрением заявления, апелляционной и кассационной жалоб подлежат взысканию с ЗАО "Распадская".
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 18.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 12.10.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-6484/2004-6 отменить. Принять новое решение.
В удовлетворении заявленных требований ЗАО "Распадская" отказать.
Взыскать с ЗАО "Распадская" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 декабря 2004 г. N Ф04-9163/2004(7360-А27-25)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании