Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 30 декабря 2004 г. N Ф04-9154/2004(7447-А45-32)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Фэцит" (далее по тексту - общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным требования инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Новосибирского (далее по тексту Инспекция) N 4234, вынесенного по состоянию на 06.12.2002, об уплате недоимки по налогу на добавленную стоимость (далее по тексту НДС) в размере 9 917 625,26 рублей и начисленных на нее пени 11 293 690,59 рублей.
В соответствии с измененными в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями иска, общество просит признать недействительным требование об уплате налога, по причине его несоответствия требованиям п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением от 18.03.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.08.2004 требование Инспекции N 4234 об уплате налогов признано недействительным по причине несоответствия его содержания п. 4. ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Инспекция в кассационной жалобе просит отменить вынесенные по делу судебные акты. По мнению налогового органа, ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливает каких-либо негативных последствий в случае допущения налоговыми органами нарушения положений данной статьи по заполнению требования. Недостатки, имеющиеся в требовании, не могут быть являться безусловным основанием для признания самого требования и последующих действий налогового органа неправомерными.
Общество в представленном отзыве на кассационную жалобу просит оставить без изменения вынесенные по делу судебные акты, так как выводы суда соответствуют нормам Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Судебная коллегия кассационной инстанции в соответствии со ст.ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, и возражения общества, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, проверив правильность применения арбитражным судом первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, Инспекция направила обществу требование об уплате налогов и пеней от 06.12.2002 N 4234. Согласно данного требования обществу необходимо погасить до 09.12.2002 недоимку по НДС в размере 9 917 625,26 рублей, срок уплаты которого является 25.11.2002, и начисленные на нее пени в размере 11 293 690,59 рублей.
В соответствии с п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Кассационная инстанция считает правильным вывод суда первой и апелляционной инстанции о несоответствии оспариваемого требования указанной статье Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку из материалов дела видно, что в направленном истцу требовании об уплате налогов и пеней не содержится ни срок уплаты налога, на который начислены пени, ни подробные данные об основании взимания налога, ни ссылок на нормы закона, ни размера недоимки, с которой начисляются эти пени, ни дат, с которых они начисляются.
Арбитражный суд первой и апелляционной инстанции в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовав все представленные сторонами доказательства и пришли к обоснованному выводу о том, что представленные Инспекцией налоговые декларации и расчет пеней не позволяет суду определить правомерность начисления налогоплательщику задолженности по налогу и начисленных на нее пени.
Также следует отменить, что до момента рассмотрения дела в порядке кассационного производства общество отвергало факт возникновения недоимки по налогу в тех периодах на которые ссылается Инспекция в представленных отзывах и пояснениях.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 указано, что досудебное урегулирование спора о взыскании пеней по недоимкам состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают исчисляться пени, и ставки пеней.
При указанных обстоятельствах следует признать, что нарушения составления Инспекцией требования от 06.12.2002 N 4234 являются существенными, в связи с чем кассационная инстанция считает, что основания для отмены принятых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, п. ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия кассационной инстанции постановила:
Решение от 18.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 20.08.2004 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-654/02-СА39/33 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 декабря 2004 г. N Ф04-9154/2004(7447-А45-32)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании