Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 9 марта 2004 г. N Ф04/1071-200/А03-2004
(извлечение)
Общественная организация инвалидов Чернобыля "Вектор" Железнодорожного района города Барнаула (далее - ООИЧ "Вектор") обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительными решения инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району города Барнаула Алтайского края (далее - Инспекция МНС РФ) от 15.04.2003 N 444/10 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и требований от 15.04.2003 N 444/10 об уплате налога, пени и налоговых санкций в части предложения уплатить 35 567 руб. недоимки по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), 18 838 руб. пени по нему и 7 114 руб. налоговой санкции.
Инспекция МНС РФ обратилась со встречным заявлением о взыскании с ООИЧ "Вектор" 7 114 руб. штрафа, начисленного решением от 15.04.2003 N 444/10 за неуплату НДС.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 17.10.2003 требования ООИЧ "Вектор" удовлетворены частично. Решение Инспекции МНС РФ от 15.04.2003 N 444/10 и требования от 15.04.2003 N 444/10 признаны недействительными в части взыскания штрафа в размере 6 796 руб., 33 842 руб. недоимки по НДС и 17 924, 37 руб. по нему, в удовлетворении остальной части требований отказано. Встречное заявление Инспекции МНС РФ удовлетворено в части взыскания штрафа в сумме 345 руб., в удовлетворении остальной части отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также несоответствие вьюодов, содержащихся в решении, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле документам, просит вынесенный по делу судебный акт в части удовлетворения требований ООИЧ "Вектор" и отказе в удовлетворении требований Инспекции МНС отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления ООИЧ "Вектор" полностью и удовлетворении в полном объеме требований Инспекции МНС РФ по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ООИЧ "Вектор" просит оставить без изменения решение арбитражного суда.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив законность решения, принятого арбитражным судом, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Инспекции МНС РФ.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ проведена выездная налоговая проверка ООИЧ "Вектор", по результатам которой составлен акт N 444/10 от 19.03.2003 и вынесено решение от 15.04.2003 N 444/10 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 122 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 7 114 руб.
Кроме того, данным решением заявителю начислено 35 567 руб. неуплаченного за 1 квартал 2001 года НДС и пени за несвоевременную уплату НДС и налога с продаж в размере 18 838 руб. и 71 руб. соответственно. В связи с этим налогоплательщику были направлены требования от 15.04.2003 N 444/10 об уплате налога, пени и налоговой санкции в срок до 20.04.2003.
Основанием принятия указанного решения и направления налогоплательщику требований явилось неправомерное распространение ООИЧ "Вектор" на обороты по реализации приобретенного товара положений п.п.2 п.3 ст. 149 НК РФ, предусматривающих льготу по уплате НДС для организаций инвалидов, реализующих собственную продукцию, вследствие чего НДС в бюджет ею не исчислялся и не уплачивался, а также не предъявлялся к вычету.
Полагая, что вынесенное Инспекцией МНС РФ решение и требования об уплате налога и налоговой санкции не основаны на нормах действующего законодательства, нарушают его права и законные интересы как налогоплательщика, ООИЧ "Вектор" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление ООИЧ "Вектор" и встречные требования Инспекции МНС РФ частично, Арбитражный суд Алтайского края принял законное и обоснованное решение.
Кассационная инстанция не принимает доводы кассационной жалобы Инспекции МНС.
Согласно ст. 166 НК РФ сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налоговая база по НДС при реализации товаров в соответствии с п.1 ст. 154 НК РФ определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст.40 НК РФ, с учетом акцизов и без включения в них налога и налога с продаж.
Исходя из анализа данных норм, арбитражный суд правильно указал, что НДС - косвенный налог, фактическими плательщиками которого являются потребители товаров (работ, услуг), уплачивающие налогоплательщику сумму налога в цене этих товаров (работ, услуг).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в 1 квартале 2001 года ООИЧ "Вектор" реализовала товаров на сумму 1 878 343, 84 руб. (1 875 000 руб. + 3 348, 84 руб. налога с продаж). При этом поскольку НДС в счетах-фактурах отдельной строкой ООИЧ "Вектор" не выделялся и сверх выручки им не исчислялся, а был включен в сумму полученной выручки, сумма НДС должна исчисляться из стоимости реализованных товаров за минусом налога с продаж, а не как процентная надбавка к стоимости реализуемых товаров.
В связи с вышеизложенным, из суммы 1 875 000 руб., как правильно указал суд, НДС составит (16, 67%)-312 562, 5 руб.
В ст. 173 НК РФ определено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст. 166 настоящего Кодекса.
Поскольку сумма НДС, подлежащая вычету согласно представленным счетам-фактурам, составляет 310 837 руб., доплате в бюджет подлежит 1 725, 5 руб. Соответственно судом пропорционально уменьшены размеры пени и штрафа.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона.
Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 17.10.2003 по делу N А03-5710/03-14 оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району города Барнаула Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 марта 2004 г. N Ф04/1071-200/А03-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании