Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 25 октября 2005 г. N Ф04-7518/2005(16127-А27-7)
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 июня 2006 г. N 3131/06 настоящее постановление отменено
См. постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 декабря 2006 г. N Ф04-7518/2005(29322-А27-7)
Общество с ограниченной ответственностью "Лев" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Кемеровской области, город Белово, о признании незаконным и отмене постановления от 14.03.2005 N 10041 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Решением от 25.04.2005 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены. Постановление от 14.03.2005 N 10041 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признано незаконным и отменено.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.06.2005 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Кемеровской области просит судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального права. Полагает, что выводы арбитражного суда о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия по осуществлению контроля и надзора за соблюдением правил продажи этилового спирта, алкогольной й спиртосодержащей продукции, а, следовательно, и по составлению протоколов об административных правонарушениях, противоречат подпункту 5.1.4 пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (с последующими изменениями), согласно которому Федеральная налоговая служба наделена полномочиями в сфере реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Лев" просит оставить судебные акты без изменения, указывая, что в соответствии со статьями 23.3, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 Кодекса, как и право составлять соответствующие протоколы входит в исключительную компетенцию органов внутренних дел.
Кассационная инстанция в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права арбитражным судом, и исходя из доводов жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной проверки общества с ограниченной ответственностью "Лев" налоговым органом вынесено постановление от 14.03.2005 N 10041 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30 000 руб. за непредставление в момент проверки сертификатов соответствия и справок к товаротранспортным накладным с разделами А и Б на алкогольную продукцию, отсутствие информации с указанием номера лицензии, срока действия ее и органа, выдавшего лицензию, в доступном для покупателя месте.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество с ограниченной ответственностью "Лев" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что полномочия по осуществлению контроля и надзора за соблюдением правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а, следовательно, и по составлению протоколов об административном правонарушении и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за нарушение данных правил, у налогового органа отсутствуют.
Данный вывод арбитражного суда является правильным, соответствующим действующему законодательству и материалам дела.
В соответствии со статьей 23.50 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.
Пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, установлено, что Федеральная налоговая служба (ФНС) является Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательство Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Пунктами 5.1.2, 5.1.3, 5.1.4, 5.2.1 пункта 5 Положения Федеральной налоговой службы определена компетенция налогового органа, в соответствии с которой он осуществляет контроль за представлением деклараций об объемах производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; выделением и использованием квот на закупку этилового спирта, произведенного из пищевого и непищевого сырья; фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также выдачей лицензий на производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство, розлив, хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции.
Часть 3 статьи 14.16 Кодекса предусматривает ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, проверка соблюдения которых, как усматривается из указанных выше пунктов Положения, не входит в полномочия налогового органа.
Арбитражным судом установлено, что в соответствии со статьей 23.3, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях право рассматривать дела об административных правонарушениях входит в компетенцию органов внутренних дел.
Таким образом, арбитражный суд обоснованно признал незаконным и отменил постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Кемеровской области, поскольку у налогового органа отсутствуют полномочия по осуществлению контроля и надзора за соблюдением правил продажи этилового спирта, алкогольной спиртосодержащей продукции, а, следовательно, и по составлению протоколов об административных правонарушениях предусмотренных частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Арбитражным судом обоснованно не принята ссылка налогового органа на Положение о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000, в связи с вступлением в силу Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506. Кроме того, пунктом 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам инспекции было предоставлено право проверять оформление товарно-транспортных накладных на этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию и по результатам проверок составлять акты. В Положении о ФНС данное право отсутствует.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 25.04.2005 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление апелляционной инстанции от 28.06.2005 по делу N А27-9585/05-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Частью 3 ст.14.16 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Общество считает, что незаконно привлечено к ответственности по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, т.к. налоговый орган не вправе составлять административный протокол о совершении данного правонарушения и рассматривать его.
Суд, проанализировав материалы дела, сделал вывод, что постановление о привлечении общества к ответственности по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ является недействительным, т.к. налоговый орган не вправе осуществлять контроль за соблюдением правил продажи алкогольной продукции.
Согласно ст.23.50 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта.
Пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09. 2004 N 506, установлено, что ФНС РФ является органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением налогового законодательства, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукцией.
Пунктом 5.1.2,5.1.3,5.1.4 п.5 Положения определено, что налоговые органы осуществляют контроль за представлением деклараций об объемах производства этилового спирта и алкогольной продукции, выделением и использованием квот на закупку спирта, выдачей лицензий на производство, хранение и оборот алкогольной продукции.
Учитывая вышеизложенное, суд сделал вывод, что проверка соблюдения иных правил розничной продажи алкогольной продукции не входит в полномочия налогового органа.
В связи с этим суд признал недействительным решение налогового органа о привлечении общества к ответственности по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.
Поэтому суд поддержал позицию общества, решение и постановление апелляционной инстанции по делу оставил без изменения, кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 октября 2005 г. N Ф04-7518/2005(16127-А27-7)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 июня 2006 г. N 1104/06 настоящее постановление отменено