Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 17 октября 2005 г. N Ф04-6048/2005(14862-А81-21)
(извлечение)
По заявлению руководителя открытого акционерного общества "Таркосалегеолтранс" определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.03.2005 введена процедура наблюдения.
Управление Федеральной налоговой службы России по Ямало-Ненецкому автономному округу 08.06.2005 обратилось в суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов должника сумм 34 484 393 рубля 93 копейки недоимки, 15 966 941 рубль 75 копеек пеней, 2 807 543 рубля 14 копеек штрафов
В связи с пропуском установленного статьей 71 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" тринадцатидневного срока для предъявления требований, суд определением от 01.07.2005 отложил рассмотрение требования уполномоченного органа до 19.07.2005.
Решением суда первой инстанции от 19.07.2005 должник признан банкротом, открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден Григорьев В.В.
Определением суда первой инстанции от 19.07.2005 в третью очередь реестра требований кредиторов включено 34 484 393 рубля 93 копейки задолженности по обязательным платежам и 13 174 674 рубля 64 копейки пени.
Во включении 1 017 026 рублей 59 копеек пеней по налогу на пользователей автодорог и 1 775 240 рублей 52 копеек пеней по налогу на владельцев транспортных средств отказано в связи с оменой с 01.01.2003 данных налогов. По суммам штрафов требование также не включено судом в реестр требований кредиторов, поскольку отсутствуют судебные решения о взыскании этих сумм.
В суд апелляционной инстанции определение суда о частичном включении требований уполномоченного органа в реестр требований кредиторов не обжаловалось.
Уполномоченный орган в кассационной жалобе просит отменить определение суда в части отказа во включении пеней в размере 2 792 267 рублей 11 копеек и принять новый судебный акт о включении в реестр требований этой суммы.
Заявитель считает, что суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела в части установления периодов начисления налогов и пеней за нарушение сроков их уплаты.
Также из статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель делает вывод об установлении сроков уплаты каждого налога (сбора), но истечении которого в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат уплате пени.
По утверждению заявителя, отмена налога не является основанием для прекращения начисления пеней.
Конкурсный управляющий ОАО "Таркосалегеолтранс" отклонил доводы кассационной жалобы уполномоченного органа. Указал, что между должником и налоговым органом не имеется разногласий относительно состава и размера недоимки.
Полагает, что суд правильно оценил последствия отмены части обязательных платежей.
Согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба уполномоченного органа, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства, рассматривается в его отсутствие.
Проверив законность определения суда первой инстанции, правильность применения норм права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы уполномоченного органа.
Как следует из представленных материалов дела, в ходе проведения в отношении ОАО "Таркосалегеолтранс" конкурсного производства, открытого решением суда от 19.07.2005, рассмотрено требование уполномоченного органа, вытекающее из неисполнения должником обязанности по уплате обязательных платежей.
Для участия в деле о банкротстве на стадии конкурсного производства уполномоченный орган предъявляет к должнику требования, которые после проверки в судебном порядке их обоснованности (статья 100, абзац второй пункта 1 статьи 142 Федерального закона о банкротстве от 26.10.2002) подлежат включению в реестр требований кредиторов по правилам статьи 16 этого Федерального закона о банкротстве.
Обязанность должника как налогоплательщика по уплате в бюджет и внебюджетные фонды обязательных платежей регулируется нормами налоговом о законодательства (абзац пятый статьи 2 Федерального закона о банкротстве).
Данная обязанность возлагается на налогоплательщика с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату соответствующего налога (пункт 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
При этом каждый налог имеет объект налогообложения, налоговый период, но истечении которого соответствующий налог или сбор подлежит оплате (статьи 17, 52-55, 57, 58 Кодекса).
Исходя из сведений уполномоченного органа о наличии у должника неисполненных обязанностей по видам обязательных платежей, суд установил общую сумму задолженности в размере 34 484 393 рублей 93 копеек, которая представляет размер требования уполномоченного органа в деле о банкротстве должника и на законном основании включена в третью очередь реестра требований кредиторов.
Кроме того, в связи с несвоевременной уплатой налогоплательщиком сумм налогов (сборов) в качестве меры компенсационного характера призваны обоснованными начисленные налоговым органом и неоспоренные налогоплательщиком пени в общей сумме 13 174 674 рубля 64 копейки.
Учитывая контрольные функции налогового органа, в том числе по применению соответствующих мер ответственности за несвоевременную уплату налогоплательщиком обязательных платежей, бремя доказывания данного органа заключается в обосновании срока наступления конкретных платежей по истечении налоговых периодов, а также периодов начисления пеней.
Неисполнение заявителем такой процессуальной обязанности при рассмотрении требований в суде первой инстанции исключает возможность проверки обоснованности расчетов части требований по пеням (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации) в суде кассационной инстанции.
Требования по налоговым санкциям (штрафам) в сумме 2 807 543 рублей 14 копеек не подлежат включению в реестр требований кредиторов, так как в отношении них налоговым органом не соблюден судебный порядок взыскания, предусмотренный пунктом 7 статьи 114 и пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации об обращении налогового органа с иском не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).
В соответствии с пунктом 3 статьи 137 Федерального закона о банкротстве требования кредиторов третьей очереди по взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности.
Таким образом, не имеется оснований для частичной отмены судебного акта и включения судом кассационной инстанции части требования уполномоченного органа по пеням.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономною округа Од 19 07 2005 по делу N А81-635/05 оставить без изменения, кассационную жалобу управления Федеральной налоговой службы России по Ямало-Ненецкому автономного округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 октября 2005 г. N Ф04-6048/2005(14862-А81-21)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании