Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 октября 2005 г. N Ф04-6679/2005(15168-А27-8)
(извлечение)
Заместитель Прокурора Кемеровской области (далее Прокурор) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Территориальному органу Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области (далее Кемеровское ССП) и открытому акционерному обществу акционерный коммерческий банк "Московский Деловой Мир" в лице Кемеровского филиала (далее ОАО "МДМ-Банк") о признании недействительным заключенного ответчиками 13.08.2003 договора банковского счета на осуществление расчетно-кассового обслуживания N 46 ФО 06.02/03.2638.
В обоснование исковых требований Прокурор ссылался на нарушение ответчиками статей 155 и 156 Бюджетного Кодекса РФ, статьи 166-168 ГК РФ и те обстоятельства, в нарушение названных законов подразделение ССП Кемеровского района открыло банковский счет не в учреждении ЦБ РФ, а в Кемеровском филиале ОАО "МДМ-Банк".
В отзывах на исковое заявление ответчики указывали на необоснованность доводов истца, ссылались, что спорный договор банковского счета заключался во исполнение заключенного между Министерством юстиции и МДМ-банком Соглашения, что на заключение этого договора было получено разрешение Отделения Федерального казначейства МФ РФ по Кемеровской области. Сообщали, что зачисляемые на временные счета в рамках исполнительного производства денежные средства не являются бюджетными, а представляют собственность либо должника, либо взыскателя и на них не распространяются установленные Бюджетным Кодексом ограничения. Поступающие на открытый счет во временное распоряжение ССП денежные средства не поименованы в бюджетной классификации как средства дохода бюджета.
Решением от 28.04.2005, оставленным без изменения постановлением от 13.07.2005 (резолютивная часть объявлена 11.07.2005), арбитражный суд первой и апелляционной инстанции в иске отказал. Суд согласился с доводами ответчиков.
В настоящей кассационной жалобе заместитель Прокурора оспаривает принятые арбитражным судом решения, предлагает их отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Заявитель настаивает на своих доводах об отсутствии порядка открытия счетов подразделениями судебных приставов в коммерческих кредитных организациях, счет же второго порядка N 40302 "Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных организаций" является бюджетным счетом, следовательно, при открытии такого счета следует руководствоваться Бюджетным Кодексом РФ, в соответствии с которым обслуживание бюджетных счетов возложено на Банк России.
Считает необоснованной ссылку арбитражного суда на данное ответчикам разрешение территориального органа казначейства на открытие счета в коммерческом банке, поскольку оно дано в нарушение установленных правил и не позволяет гарантировать наиболее благоприятные условия для сохранности поступивших на этот счет средств, а также эффективно контролировать расходование этих средств, в т.ч. за своевременным перечислением их в бюджеты.
В подтверждение своих доводов истец ссылается на п.3.1 Указания ЦБ РФ от 18.06.99 N 579-У, в соответствии с которым финансируемая из федерального бюджета организация, каковой является ССП, открывает счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных организаций, в банке по месту открытия соответствующего органа федерального казначейства, ведущему учет средств федерального бюджета на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета" и п.1 утвержденной 30.05.2000 совместным Приказом Минюста РФ и Минфина РФ Инструкции N 165/53н.
Представитель Прокуратуры озвучил доводы кассационной жалобы и настаивал на отмене принятых Арбитражным судом Кемеровской области решений.
На кассационную жалобу поступил отзыв, в котором ОАО "МДМ-Банк" опровергает доводы Прокурора о том, что Минфином РВ не установлен порядок открытия банковских счетов для подразделений соц в коммерческих банках, указывает, что счет N 40302 не является бюджетным, поскольку на этот счет во временное распоряжение ССП поступают не бюджетные деньги. Считает необоснованными доводы Прокурора о том, что заявление на открытие счета в МДМ- Банке подано от имени ССП неуполномоченным лицом - заместителем начальника Главного управления Минюста РФ по Кемеровской области и указывает, что названное должностное лицо действовало в данном случае на основании приказа и выданной ему доверенности.
Представитель ответчика доводы отзыва на кассационную жалобу поддержал.
Законность принятых арбитражным судом по настоящему делу решений проверена в соответствии с правилами статей 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального Кодекса РФ.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, поскольку арбитражным судом первой и апелляционной инстанции приняты правильные и надлежащим образом мотивированные судебные решения.
Как установлено арбитражным судом, 13.08.2003 между ОАО "МДМ-Банк" и Главным управлением Министерства юстиции РФ по Кемеровской области был заключен договор банковского счета N 46Ф06.02./03.2638 по учету средств, поступающих во временное распоряжение бюджетной организации - подразделения судебных приставов Кемеровского района (далее ПСП Кемеровского района). На основании этого договора для осуществления расчетно-кассового обслуживания открыт счет N 40302810500120000010.
Несоответствие заключенного ответчиками договора закону истец усматривал в том, что банковский счет для ПСП Кемеровского района должен быть открыт в учреждении Центрального Банка РФ в установленном Министерством финансов РФ порядке, а не в коммерческом банке, что имеет место в данном случае.
Принимая решение о законности совершенной ответчиками по открытию банковского счета сделки, арбитражный суд руководствовался Законом РФ N 115-ФЗ от 15.08.96 "О бюджетной классификации Российской Федерации", в перечень доходов бюджета которого не включены поступающие на счет территориального органа ФССП в порядке исполнительного производства денежные суммы. Поскольку поступающие на счет Кемеровского ССП денежные средства не являются средствами бюджета, то и открытый в ОАО "МДМ-Банк" банковский счет не является бюджетным, следовательно, ответчики вправе были заключить договор об открытии банковского счета.
Выводы арбитражного суда по этому вопросу суд кассационной инстанции считает правильными и основанными на правильном применении норм материального права.
Пунктом 1 Инструкции о порядке зачисления и выдачи денежных средств со счетов по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделений службы судебных приставов (далее Инструкция), утвержденной совместным Приказом Минфина РФ и Минюста РФ N 165/53 от 30.05.2000, установлено, что для учета поступающих во временное распоряжение ССП денежных средств, счета открываются в учреждениях ЦБ РФ или в кредитных организациях. Причем, открытие счета в кредитной организации должно производится в установленном Минфином РФ порядке.
Порядок открытия счетов для учета денежных средств, поступающих во временное распоряжение подразделений судебных приставов установлен Министерством финансов РФ, которое 09.02.99 Приказом N 9н утвердило "Правила оформления и выдачи в 1999 году разрешений на открытие счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности" (далее Правила).
Действие Правил продлено Приказом Минфина РФ N 122н от 24.12.2004. В соответствии с этими Правилами, для учета поступающих во временное распоряжение бюджетных организаций денежных средств, подлежащих при определенных условиях возврату владельцам или передаче по назначению, балансовый счет N 40302 "Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных организаций" открывается в кредитных организациях при наличии разрешения органа федерального казначейства.
Таким образом, утверждения истца о том, что Минфином РФ не разработан порядок открытия банковских счетов по учету денежных средств, поступающих во временное распоряжение подразделений ССП, нельзя признать обоснованными.
18.06.99 Центральный Банк РФ разработал Указания N 579-У, в пункте 3.3. которых устанавливается, что для открытия счета на балансовом счете 40302 организация, финансируемая из федерального бюджета, представляет в банк документы, необходимые для открытия банковского счета в учреждениях ЦБ РФ или кредитной организации, в соответствии с установленными банковскими правилами, а также три экземпляра разрешения, которые должны быть выданы и подписаны руководителем и главным бухгалтером соответствующего органа федерального казначейства или их заместителями и заверены оттиском печати этого органа ФК. При этом должен быть указан срок действия разрешений.
Руководствуясь названными Правилами и Инструкцией, территориальный орган ФССП по Кемеровской области 13.08.2003 УФК по Кемеровской области N 390530051 на открытие в Кемеровском филиале ОАО АКБ "МДМ-Банк" счета N 403028105001200000010 и заключил с этим банком договор на открытие банковского счета N 46 Ф06.02/03.2638 от 13.08.2003. Приказом Минфина РФ от 24.12.2004 N 122н действие разрешения УФК по Кемеровской области N 390530051 продлено.
Законность выданных УФК по Кемеровской области разрешений на открытие счетов в кредитной организации на балансовом счете N 40302 "Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных организаций", в том числе и выданного ответчикам по настоящему делу разрешения N 390990047 подтверждается и письмом ЦБ РФ от 18.02.2002 N 02-29-1/5-79 "Об изменении порядка открытия подразделениями службы судебных приставов счетов по учету средств, поступающих во временное распоряжение", в котором однозначно указывается, что такие счета должны открываться в кредитных организациях, а не в учреждениях Банка России.
Таким образом, совершение ответчиками оспариваемой Прокурором сделки по открытию банковского счета не противоречит названным нормам материального права.
Что касается ссылки истца на статьи 155 и 156 БК РФ, то в Постановлении от 17.06.2004 N 12-П по делу о проверке конституционности названных статей, Конституционный суд РФ указал на непротиворечие их Конституции РФ и не исключал возможность открытия счетов бюджетов в кредитных организациях в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законом.
Ссылка истца на отсутствие такого федерального закона не может приниматься во внимание по тем основаниям, что фактически порядок открытия банковских счетов для ПСП установлен названными выше Инструкциями и Правилами Минфина РФ, ЦБ РФ и Минюста РФ, принятыми в пределах их компетенции, и в принципе, не противоречит Бюджетному Кодексу РФ, который принят Государственной Думой и утвержден Советом Федерации РФ.
Кроме того, в постановлении КС РФ речь идет о бюджетных счетах. Истец же не доказал, что поступающие во временное распоряжение подразделений ССП в порядке исполнительного производства денежные суммы, отнесены законодателем в разряд бюджетных.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального Кодекса РФ, суд постановил:
Решение от 28.04.2005 и постановление от 13.07.2005 по делу N А27-5130/2005-3 Арбитражного суда Кемеровской области оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 октября 2005 г. N Ф04-6679/2005(15168-А27-8)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании