Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 10 октября 2005 г. N Ф04-7028/2005(15645-А27-33)
(извлечение)
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к открытому акционерному обществу "Мариинский ликеро-водочный завод" (далее - завод) о взыскании налоговых санкций в сумме 2500 руб., назначенных на основании решения от 26.08.2004 N 1305, за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), выразившегося в несвоевременном представлении расчета суммы сбора на выдачу лицензии и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции за август 2004 года.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 11.04.2005, оставленным постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 29.06.2005 без изменения, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, просит состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных налоговым органом требований.
Податель кассационной жалобы, в частности, полагает, что суды неправильно применили нормы материального права - Федерального закона от 08.01.1998 N 5-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" (далее - Закон N 5-ФЗ), а также статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу до начала судебного заседания не поступил.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что решением налогового органа от 26.08.2004 Ха 1305 завод привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в виде штрафа в размере 2500руб., в связи с несвоевременным представлением расчета суммы сбора на выдачу лицензии и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции за август 2004 года.
Поскольку налоговые санкции добровольно не были уплачены, налоговый орган обратился с заявлением в суд о взыскании их в судебном порядке.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение арбитражного суда, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
Согласно норме права, установленной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
В соответствии со статьей 8 Налогового кодекса Российской Федерации под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В пункте 43 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано на необходимость учета природы каждого конкретного обязательного платежа.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из анализа положений Федерального закона N 5-ФЗ и пришел к правильному выводу о том, что сбор за выдачу лицензии и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции не является налогом, поэтому расчет по данному сбору в соответствии со статьей 80 НК РФ не относится к тем налоговым декларациям, ответственность за несвоевременное представление которых предусмотрена статьей 119 НК РФ.
С учетом изложенных обстоятельств суд обоснованно отказал налоговому органу во взыскании штрафа.
Судом правильно применены нормы материального и процессуального права, поэтому отсутствуют основания для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 11.04.2005 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление апелляционной инстанции от 29.06.2005 по делу N А27-6100/05-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Пунктом 1 ст.119 НК РФ установлена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный налоговым законодательством срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
По мнению налогового органа, общество правомерно привлечено к ответственности по п.1 ст.119 НК РФ за несвоевременное представление расчета суммы сбора на выдачу лицензии и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции за август 2004 г.
Суд указал, что в действиях общества отсутствует состав вменяемого правонарушения.
В соответствии со ст.8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организацией, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора государственными органами юридически значимых действий, включая предоставление прав и выдачу разрешения (лицензий).
Учитывая вышеизложенное, а, также проанализировав положения Федерального закона от 08.01.1998 N 5-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции", суд пришел к выводу, что сбор за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта не является налогом. Поэтому расчет по данному сбору, по мнению суда, в соответствии со ст.80 НК РФ не относится к налоговым декларациям, за несвоевременное представление которых установлена ответственность по п.1 ст.119 НК РФ.
Суд поддержал позицию общества, решение и постановление апелляционной инстанции по делу оставил без изменения, кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 октября 2005 г. N Ф04-7028/2005(15645-А27-33)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Текст постановления опубликован в "Вестнике Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа", 2006, N 4