Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 2 ноября 2005 г. N Ф04-7655/2005(16298-А03-33)
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Завод алюминиевого литья" ( далее - ЗАО "Завод алюминиевого литья, общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Барнаула, при участии третьего лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края о признании недействительным ненормативного акта в виде письма от 18.04.2005 N 08-1-30/5753, которым отказано в удовлетворении дополнительного заявления общества о реструктуризации задолженности по пеням и штрафам в федеральный бюджет от 30.03.2005.
Заявленные требования мотивированы тем, что дополнительное заявление на реструктуризацию задолженности поданы по пеням, уплачиваемым в федеральный бюджет, за период со дня подачи первичного заявления о реструктуризации до дня принятия решения о реструктуризации.
Кроме этого, общество указывает, что свое право на дополнительную реструктуризацию основывает на пункте 3 Порядка проведения реструктуризации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 15.07.2005 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным письмо налоговой инспекции от 18.04.2004 N 08-1-30/5753. Принимая решение, суд исходил из того, что право налогоплательщика на подачу дополнительного заявления о реструктуризации задолженности по пеням и штрафам в федеральный бюджет определяется только тем периодом, за который исчислена указанная в заявлении задолженность, и не зависит от даты его фактического представления в налоговый орган.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность вынесенного судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе налоговая инспекция считает, что при вынесении решения судом нарушены нормы материального права. Полагает, что с дополнительным заявлением о реструктуризации задолженности общество обратилось в то время, когда реструктуризация основной задолженности имевшейся на день подачи первого заявления на реструктуризацию была завершена и задолженность обществом погашена. Право на повторную реструктуризацию Постановление Правительства N 1002 от 03.09.1999 не предусматривает.
Следовательно, считает, что законные права и интересы общества письмом инспекции не нарушены.
Просит отменить решение Арбитражного суда Алтайского края от 15.07.2005 и принять новый судебный акт об отказе ЗАО "Завод алюминиевого литья" в удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в жалобе.
Общество не согласно с доводами налоговой инспекции, изложенными в кассационной жалобе по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Завод алюминиевого литья" 30.03.2000 обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о реструктуризации задолженности. Налоговой инспекцией 23.05.2000 вынесено решение N 5 о реструктуризации задолженности в сумме недоимки 10848000 руб., пени, штрафов в сумме 9298000 руб. Изменениями от 26.04.2002 к названному решению сумма пени была уменьшена до 9074000 руб.
Общество внесло в бюджет сумму недоимки досрочно, в связи с чем налоговая инспекция 28.08.2002 вынесла решение N 4 о частичном списании задолженности по пеням и штрафам и 23.07.2004 решение N 3 о полном списании пеней.
В указанных решениях налоговой инспекцией не были учтены суммы пеней и штрафов, образовавшихся за период со дня подачи заявления о реструктуризации до дня принятия решения о ее проведении.
ЗАО "Завод алюминиевого литья" обратилось в налоговую инспекцию с дополнительным заявлением о реструктуризации задолженности по пеням и штрафам в федеральный бюджет от 30.03.2005, в котором просило принять указанное дополнительное заявление о реструктуризации задолженности, исчисленной на день вынесения решения о реструктуризации - 23.05.2000 и скорректировать график погашения задолженности начисленным пеням и штрафам, с учетом дополнительно начисленных пеней за период рассмотрения документов, а также просил принять дополнительное решение о списании указанной задолженности по пеням и штрафам по состоянию на 23.05.2000.
Письмом от 18.04.2005 N 08-1-30/5753 налоговая инспекция отказала обществу в удовлетворении дополнительного заявления со ссылкой на то, что обществом своевременно не было подано дополнительное заявление о списании задолженности и соответственно дополнительно исчисленные пени в решение не вошли.
Полагая, что действия налоговой инспекции нарушают его права как налогоплательщика, общество обратилось в суд с настоящим заявлением. Позднее обращение с заявлением налогоплательщик объяснил тем, что о неполном списании пеней и штрафов ему стало известно только после прекращения реструктуризации и предъявления налоговым органом данных сумм к оплате.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения вынесенный по делу судебный акт, исходит из установленных материалами дела обстоятельств и следующих норм материального права.
В соответствии с Пунктам 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом проводится: в части задолженности по налогам и сборам - путем поэтапного погашения задолженности, исчисленной по данным учета налоговых органов по состоянию на 1 -е число месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию задолженности - при подаче заявления до 01.01.2000 по состоянию на 01.01.2000 - при подаче заявления после 01.01.2000 и на 01.01.2001 - при подаче заявления после 01.01.2001, в части задолженности по начисленным пеням и штрафам, в том числе признанным юридическим лицом к взысканию, - путем поэтапного погашения задолженности, исчисленной по данным учета налоговых органов по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации задолженности, независимо от даты подачи заявления.
Пунктом 7 Правил по применению в 2001 году Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.06.2001 N БГ-3-10/191, разъяснено, что сумма пени, начисленная за период рассмотрения заявления о представлении права на реструктуризацию, фиксируется на дату, предшествующую дате принятия решения о реструктуризации. Налоговый орган корректирует график погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам с учетом дополнительно начисленных пеней за период рассмотрения документов.
Таким образом, правомерен вывод суда о том, что налоговая инспекция в нарушение указанных правил самостоятельно не скорректировала график погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам, с учетом дополнительно начисленных пеней за период рассмотрения документов.
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, дополнительное решение о реструктуризации задолженности по начисленным пеням и штрафам по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации в отношении организации, по которой решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет принято до 1 января 2001 года, может быть принято на основании дополнительного заявления организации по сумме, не превышающей величину задолженности по пеням и штрафам, в том числе признаваемым организацией к взысканию, по состоянию на дату подачи дополнительного заявления.
Из приведенных норм следует, что Постановление N 1002 различает порядок проведения реструктуризации задолженности как в части налогов и сборов, так и пеней и штрафов. При этом данное постановление не содержит положений, запрещающих проведение реструктуризации задолженности по пеням и штрафам при отсутствии решения о реструктуризации задолженности по тем налогам и сборам, в отношении которых начислены эти пени и штрафы. Пункт 3 Порядка реструктуризации не связывает возможность принятия дополнительного решения о реструктуризации задолженности по начисленным пеням и штрафам с наличием уже принятого решения об одновременной реструктуризации задолженности по этому налогу.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал хматериалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенном по делу судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 15.07.2005 по делу N А03-7207/05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 ноября 2005 г. N Ф04-7655/2005(16298-А03-33)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании