Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 октября 2004 г. N Ф04-7205/2004(5300-А45-29)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Новосибхимфарм" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Новосибирскому региональному управлению валютного контроля Минфина Российской Федерации (далее Новосибирское РУВК) о признании незаконным и отмене постановления об административной ответственности N 50-03/87 П от 20.01.2004, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации "Об административных правонарушениях".
Свое заявление мотивирует тем, что за данные факты общество было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 16.17 Кодекса Российской Федерации "Об административных правонарушениях", поэтому привлечено к административной ответственности повторно, отсутствует вина в совершении административного правонарушения, истек срок давности привлечения к административной ответственности, нарушены статьи 28.2 и 28.5 Кодекса Российской Федерации "Об административных правонарушениях" при составлении протокола об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 04.06.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.08.2004 в удовлетворении заявления отказано. Принимая судебные акты, арбитражный суд исходил из того, что общество правомерно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации "Об административных правонарушениях" за совершенное правонарушение, которое отлично от объективной стороны части 2 статьи 16.17 Кодекса Российской Федерации "Об административных правонарушениях", и не является повторным привлечением к административной ответственности. Нарушение порядка составления протокола не повлекло за собой нарушение прав общества. Доводы о пропуске срока привлечения к административной ответственности признаны несостоятельными.
В кассационной жалобе открытое акционерное общество "Новосибхимфарм" просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявления.
Податель жалобы полагает, что судебные акты противоречат действующему законодательству и не основаны на материалах дела. Заявитель полагает, что привлечение его за одно и то же деяние к административной ответственности дважды противоречит действующему законодательству. Суд также не учел, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением установленного срока и порядка. Выводы арбитражного суда не соответствуют обстоятельствам дела. В судебном заседании представитель поддержал доводы жалобы.
Отзыв на кассационную жалобу от Новосибирского РУВК не поступил.
Кассационная инстанция в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, руководителем Новосибирского РУВК 20.01.2004 вынесено постановление о назначении административного наказания N 50-03/87 П о привлечении открытого акционерного общества "Новосибхимфарм" к ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации "Об административных правонарушениях". Как указано в постановлении, обществом по контрактам не представлены разрешения на отсрочку платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров, совершено административное правонарушение, выразившееся в осуществлении валютных операций в сумме 112 314,91 доллара США, без специального разрешения (лицензии) хотя такое разрешение (такая лицензия) обязательно.
Не согласившись с постановлением, открытое акционерное общество "Новосибхимфарм" обжаловало его в арбитражный суд.
Принимая судебные акты об отказе в удовлетворении заявления, арбитражный суд исходил из того, что общество правомерно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации "Об административных правонарушениях", за совершение административного правонарушения, которое отлично от объективной стороны правонарушения, за которое ответственность предусмотрена частью 2 статьи 16.17 Кодекса Российской Федерации "Об административных правонарушениях", и не является повторным привлечением к административной ответственности. Нарушение порядка составления протокола не повлекло за собой нарушение прав общества. Доводы о пропуске срока привлечения к административной ответственности признаны несостоятельными.
Кассационная инстанция считает выводы арбитражного суда ошибочными.
В соответствии с частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации "Об административных правонарушениях" осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.
Согласно пункту 9 статьи 1 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" переводы в Российскую Федерацию иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту товаров, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней, относятся к текущим валютным операциям, для осуществления которых в силу пункта 1 статьи 6 указанного Закона не требуется специального разрешения.
Осуществление обществом текущих валютных операций подтверждается имеющимися в материалах дела контрактами, в которых срок платежа предусмотрен менее 90 дней.
Кассационная инстанция считает, что факт нарушения 90-дневного срока зачисления валютной выручки от экспорта товаров не позволяет квалифицировать осуществленные обществом валютные операции как связанные с движением капитала.
За нарушение сроков зачисления валютной выручки, общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 16.17 Кодекса Российской Федерации "Об административных правонарушениях", следовательно, доводы заявителя о повторном привлечении к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение обоснованы.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 17 Постановления N 2 от 27.01.2003 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указал, что положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации "Об административных правонарушениях", регламентирующих порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Суду при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.
Из материалов дела следует, что Новосибирское РУВК составило протокол об административном правонарушении в отсутствии законного представителя общества, не уведомив его о времени и месте составления протокола, что является существенным нарушением прав юридического лица.
Неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда, содержащихся в решении и постановлении апелляционной инстанции, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, в соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием к отмене судебных актов.
Учитывая то, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела установлены арбитражным судом, но неправильно применена норма права, кассационная инстанция считает возможным отменить судебные акты и принять новое решение, которым удовлетворить заявление открытого акционерного общества "Новосибхимфарм" о признании незаконным и отмене постановления N 50-03/87П от 20.01.2004 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации "Об административных правонарушениях".
Руководствуясь статьями 274, 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 04.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 03.08.2004 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-3393/04-СА39/189 отменить и принять по делу новое решение.
Признать незаконным и отменить постановление N 50-03/87 П от 20.01.2004 Новосибирского регионального управления валютного контроля. 20.01.2004 Новосибирского регионального управления валютного контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 октября 2004 г. N Ф04-7205/2004(5300-А45-29)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании