Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 17 ноября 2005 г. N Ф04-8162/2005(16927-А75-19)
(извлечение)
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 5 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к предпринимателю З.М.Фатхутдиновой о взыскании налоговых платежей в сумме 4 959 532,16 руб., в том числе недоимок по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 1 637 903 руб., налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за 2002 год в размере 12 315 руб., единому социальному налогу (далее - ЕСН) за 2002 год в размере 12 505 руб.; 586 789,13 руб. пени за несвоевременную уплату НДС, 3 289,87 руб. пени за несвоевременную уплату НДФЛ, 4 000,16 руб. пени за несвоевременную у плату ЕСН; налоговых санкций в общем размере 2 702 730 руб.
До вынесения арбитражным судом решения налоговый орган увеличил размер заявленных требований до 4 960 614,13 руб. за счет увеличения пени по ЕСН до 4546 руб., по НДФЛ - до 3826 руб.
Предприниматель З.М.Фатхутдинова частично признала требования инспекции в отношении НДФЛ, ЕСН и НДС по реализации товаров при осуществлении оптовой торговли за 2002 год и уплатила начисленные налоги, пени и санкции в общей сумме 114 931,26 руб.
В связи с добровольной уплатой ответчиком указанных сумм заявитель отказался от взыскания 114 856,31 руб., в том числе 12 315 руб. недоимки, 3 826 руб. пени и 18 473 руб. налоговых санкций по НДФЛ; 13 449,9 руб. недоимки, 5 871,41 руб. пени и 25 113 руб. санкций по НДС; 12 504 руб. недоимки, 4 546 руб. пени и 18 758 руб. санкций по ЕСН.
В соответствии с пунктом 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принял частичный отказ и частичное признание заявленных требований.
Решением от 03.06.2005 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа отказано в удовлетворении заявления о взыскании с предпринимателя З.М.Фатхутдиковой 1624 453,1 руб. недоимки по НДС, 580 917,72 руб. пени и 2 640 386 руб. налоговых санкций.
В части взыскания 114 856,31 руб., в том числе 12 315 руб. недоимки, 3 826 руб. пени и 18 473 руб. налоговых санкций по НДФЛ; 13 449,9 руб. недоимки, 5 871,41 руб. пени и 25 113 руб. санкций по НДС; 12 504 руб. недоимки, 4 546 руб. пени и 18 758 руб. санкций по ЕСН производство по делу прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.08.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты, заявление инспекции удовлетворить.
По мнению налогового органа, арбитражным судом не полно исследованы материалы дела, подтверждающие несоблюдение предпринимателем З.М. Фатхутдиновой условий использования налоговых вычетов по НДС.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель З.М.Фатхутдинова, соглашаясь с выводами арбитражного суда, просила оставить обжалуемые налоговым органом судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель инспекции Т.Г. Плишке поддержала доводы кассационной жалобы, представитель предпринимателя З.М.Фатхутдиновой - доводы отзыва.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки соблюдения предпринимателем З.М.Фатхутдиновой законодательства о налогах сборах за период с 01.01.2001 по 31.12.2003 инспекцией составлен акт N 36 от 20.08.2004 и принято решение N 58 от 16.09.2004, которым начислены налог на доходы физических лиц за 2002 год в сумме 12 315 руб., единый социальный налог за 2002 год в сумме 12 505 руб., налог на добавленную стоимость за 2001-2003 годы в сумме 1 637 903 руб., пени в общей сумме 496 311 руб. и налоговые санкции в общем размере 2 702 680 руб.
Неисполнение налогоплательщиком требованиях N 569 и N 570 от 24.09.2004 об уплате названных налоговых платежей послужило основанием для обращения инспекции в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных налоговым органом требований, суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что З.М.Фатхутдинова зарегистрирована в качестве предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, администрацией г.Лангепаса 17.06.1998, в проверяемом периоде осуществляла розничную и оптовую торговлю, а также оказывала услуги общественного питания.
Согласно статье 3 Закона Российской федерации "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" предприниматель З.М.Фатхутдинова является субъектом малого предпринимательства.
В соответствии с абзацем вторым части первой статьи 9 названного Закона в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
До 01.10.2001 на деятельность в сфере услуг общественного питания распространялся общий режим налогообложения.
С 01.10.2001 указанная деятельность и розничная торговля в соответствии с Законом Российской федерации "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" облагается единым налогом на вмененный доход. Налогообложение доходов от оптовой торговли осуществляется в общем режиме налогообложения.
Введение статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.2001 налога на добавленную стоимость для индивидуальных предпринимателей не означает, что одновременно на них перестает распространяться действовавший на момент их государственной регистрации порядок налогообложения, которым индивидуальным предпринимателям в силу положений части первой статьи 9 Закона Российской Федерации "О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации" предоставлялись льготные условия на первые четыре года деятельности.
Следовательно, субъекты малого предпринимательства в течение первых четырех лет своей деятельности после государственной регистрации подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
С учет изложенного, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу, что в период со дня государственной регистрации по 17.06.2002 у предпринимателя З.М.Фатхутдиновой отсутствовала обязанность по исчислению, уплате в бюджет и представлению в налоговый орган налоговых деклараций по НДС, поэтому начисление сумм НДС, пеней и налоговых санкций по оптовой торговли за период с 01.01.2001 по 17.06.2002, а также при реализации услуг общественного питания за период с 01.01.2001 по 30.09.2001 произведено налоговым органом неправомерно.
Одним из оснований для доначисления НДС явилось неуплата предпринимателем З.М.Фатхутдиновой в бюджет этого налога при осуществлении оптовой торговли.
В соответствии с пунктом 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
В пункте 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Как установлено арбитражным судом, в нарушение указанных положений налоговый орган при исчислении предпринимателю З.М.Фатхутдиновой НДС не учитывал суммы налога, уплаченные предпринимателем поставщикам, что по результатам проверки привело к доначислению налога, пени и санкций.
Согласно представленному налогоплательщиком расчету сумма налога при осуществлении оптовой торговли составила 13 449,9 руб., что подтверждается исследованными арбитражным судом первичными бухгалтерскими документами (т. 3, л.д. 16-150; т. 4, л.д. 1-93) и не опровергается налоговым органом.
Кроме того, исследовав материалы дела, обе судебные инстанции установили, что предприниматель З.М.Фатхутдинова осуществляла оптовую реализацию товаров, закупленных ею у различных поставщиков. Покупателем выступало ООО "ЛУКТУР-А". При этом реализация, как правило, осуществлялась по той же стоимости, по которой товар был приобретен у поставщиков, что следует из анализа счетов-фактур, выставленных поставщиками товаров З.М.Фатхутдиновой и предъявленных ею покупателю - ООО "ЛУКТУР-А".
Так, согласно счету-фактуре N 8691 от 05.12.2002 предприниматель З.М.Фатхутдинова закупила у ООО "АБСОЛЮТ-МАРКЕТ" партию молока стоимостью 49 646,45 руб., включая НДС в сумме 4513,31 руб. Указанный товар был перепродан ООО "ЛУКТУР-А" по стоимости 49632 руб., включая НДС в сумме 4512 руб., что подтверждается счетом-фактурой N 40 от 30.12.2002.
Аналогичная ситуация установлена арбитражным судом по другим поставкам в течение 2002-2003 г.г., за исключением ряда операций по реализации товаров в 2002 году по счетам-фактурам N 22 от 28.06.2002; N 27 от 10.09.2002; N 30 от 23.09.2002; N 33 от 04.10.2002; N 34 от 04.10.2002, выставленным предпринимателем З.М.Фатхутдиновой ООО "ЛУКТУР-А".
По указанным операциям за 2002 год исчислен НДС в сумме 13 449,9 руб., который на момент рассмотрения спора уплачен по платежному поручению N 61 от 19.05.2005. Также исчислены и уплачены соответствующие пени (платежное поручение N 62 от 19.05.2005) и налоговые санкции в сумме 25 113,26 руб., примененные по пункту 2 статьи 119 и пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (платежное поручение N 63 от 19.05.2005).
В 2003 году сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет, по данным налогоплательщика и по материалам дела отсутствует, так как НДС, уплаченный предпринимателем З.М.Фатхутдиновой поставщикам товара, был равен либо больше суммы НДС, указываемой в счетах-фактурах, выставленных покупателю, что подтверждается первичными учетными документами (счетами - фактурами, платежными документами, накладными).
Доводы кассационной жалобы о том, что налоговый орган при доначислении налога не обязан применять налоговые вычеты и о правомерности взыскания сумм налога за услуги общественного питания за период с 4 квартала 2001 года по 2 квартал 2002 года, были исследованы судом первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 03.06.2005 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа и постановление апелляционной инстанции от 11.08.2005 по делу N А75- 3155/05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 ноября 2005 г. N Ф04-8162/2005(16927-А75-19)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании