Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 13 октября 2004 г. N Ф04-7247/2004(5470-А70-27)
(извлечение)
Некоммерческое партнерство "Тюменская гильдия рестораторов и кулинаров" (далее - НП "Тюменская гильдия рестораторов и кулинаров") обратилось в арбитражный суд Тюменской области с заявлением об оспаривании постановления от 27.04.2004 года 72 N 012367 инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Тюмени N 1 (далее по тексту Инспекция) по делу об административном правонарушении в отношении НП "Тюменская гильдия рестораторов и кулинаров".
Решением от 25.05.2004, оставленным в силе постановлением апелляционной инстанции от 12.07.2004 заявленное требование удовлетворено.
Суд признал незаконным и отменил постановление Инспекции от 27.04.2004 года 72 N 012367 о привлечении к административной ответственности НП "Тюменская гильдия рестораторов и кулинаров".
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии доказательств вины заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В кассационной жалобе Инспекция просит по основаниям, изложенным в жалобе отменить вынесенные по делу судебные акты и принять новое решение в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению Инспекции при вынесении судебных актов судом не применена статья 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отзыв в материалы дела НП "Тюменская гильдия рестораторов и кулинаров" не представлен.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы и возражения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом при вынесении судебных актов, норм материального и процессуального права находит их подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела, актом проверки N 002443 установлено, что 23.04.2004 в принадлежащей заявителю торговой точке по адресу г. Тюмень, ул. Магнитогорская 4, продавцом Гуськовой А.В. при продаже одной бутылки пива по цене 18 рублей и чебурека по цене 10 рублей ККТ не применялась, чек не отбит и покупателю не выдан, что также подтверждается объяснением продавца. При этом проверкой установлено наличие в торговой точке исправной, опломбированной и зарегистрированной в налоговом органе контрольно-кассовой машины.
В связи с этим Инспекцией на основании части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлен протокол от 23.04.2004 о нарушении НП "Тюменская гильдия рестораторов и кулинаров" статей 2 и 5 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", что влечет наступление административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По материалам проверки Инспекцией вынесено постановление о привлечении НП "Тюменская гильдия рестораторов и кулинаров" к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Из материалов административного дела усматривается, что привлечение НП "Тюменская гильдия рестораторов и кулинаров" к ответственности осуществлено административным органом в рамках полномочий, предоставленных ему статьями 23.5 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с соблюдением порядка и сроков давности привлечения к ответственности, предусмотренных главами 28 и 29, ст.4.5 и 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Считая данное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Отменяя принятые по делу судебные акты, арбитражный суд кассационной инстанции исходит из следующих норм права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" обязанность применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Факт не применения продавцом контрольно-кассовой техники, свидетельствующий о не обеспечении соблюдения требований Закона, сторонами не оспаривается.
Ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, вьшолняющих работы либо оказывающих услуги, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин установлена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Неприменение юридическим лицом контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за административное правонарушение по статье 14.5 КоАП РФ.
Также в соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" от 02.06.2004 N 10, рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.
По изложенным основаниям решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда подлежат отмене.
Учитывая, что судом установлены все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, но при этом неправильно применены нормы материального права кассационная инстанция считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, принять по нему новое решение.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции, постановил:
Решение от 25.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 12.07.2004 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А-70-3497/11-2004 отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований Некоммерческого партнерства "Тюменская гильдия рестораторов и кулинаров" отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 октября 2004 г. N Ф04-7247/2004(5470-А70-27)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании