Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 13 января 2005 г. N Ф04-9290/2004(7577-А27-27)
(извлечение)
Дочернее холдинговой компании "Кузбассразрезуголь" открытое акционерное общество "Разрез Таллинский" (далее по тексту ОАО "Разрез Таллинский") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным требования Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Кемеровской области N 178 от 04.04.2002 об уплате пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 376 876,94 рубля.
Заявленные требования обоснованны неправомерностью начисления пеней на суммы, подлежащие уплате в территориальный дорожный фонд, поскольку срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд не установлен в предусмотренном законодательством порядке.
Решением арбитражного суда от 14.05.2004, оставленным в силе постановлением апелляционной инстанции от 29.09.2004, требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Удовлетворяя требования заявителя, судебные инстанции исходили из того, что согласно статьям 57, 75 Налогового кодекса Российской Федерации начисление пеней связывается только с нарушением налогоплательщиком срока уплаты налога и образованием у него в связи с этим недоимки по налогу. Законом Кемеровской области "О дорожном фонде Кемеровской области" срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не установлен. Постановление Верховного Совета РФ от 23.01.1999 N 2235-1, которое ранее применялось для определения срока уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, в том числе в территориальный дорожный фонд, начиная с 01.01.2001, применению не подлежит в силу приостановления его действия Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ. Приостановление действия нормативного правового акта означает невозможность его применения в период, на который приостанавливается действие акта.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Постановление Верховного Совета РФ от 23.01.1992 N 2235-1
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанции и принять новое решение в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению Инспекции, судом не учтено то обстоятельство, что поскольку налог на пользователей автомобильных дорог является единым федеральным налогом, то перечисление в территориальный бюджет должно производиться в сроки, установленные Порядком образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1. Приостановление действия вышеуказанного нормативного акта на 2001 - 2002 годы не отменяет срока уплаты налога.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Разрез Таллинский" судебные акты просит оставить без изменения.
В судебном заседании представитель ОАО "Разрез Таллинский" поддержал возражения, содержащиеся в отзыве.
Кассационная инстанция в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения норм материального и процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанции, исходя из доводов, изложенных в жалобе, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Инспекцией 04.04.2002 в адрес ОАО "Разрез Таллинский" вынесено требование N 178 об уплате пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 376 876,94 рубля.
Считая данное требование незаконным ОАО "Разрез Таллинский" обратилось в арбитражный суд.
Кассационная инстанция поддерживает выводы суда первой и апелляционной инстанции исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
С 1 января 2001 года вступил в силу Федеральный закон N 118-ФЗ от 05.08.2000 "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".
Статьей 4 названного Закона внесены изменения в пункт 2 статьи 5 Закона о дорожных фондах, согласно которым сумма налога на пользователей автомобильных дорог полностью зачисляется в территориальные дорожные фонды.
В соответствии с Порядком (который утвержден Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1) образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации налог на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации исчисляется и уплачивается ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.
Действие названного Постановления Верховного Совета было приостановлено на 2001 и 2002 годы Законами Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год" и "О федеральном бюджете на 2002 год".
Статьей 2 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" от 18.10.91 N 1759-1 предусмотрено, что порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации определяется федеральным законом, а порядок образования и использования средств территориального дорожного фонда - законами субъектов Российской Федерации.
Законом Кемеровской области N 8-03 от 27.06.95 "О дорожном фонде Кемеровской области" срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд субъекта Российской Федерации не установлен.
Кассационная инстанция считает, что суд первой и апелляционной инстанции в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полно и всесторонне исследовал материалы дела, доводы сторон по существу спора, представленные доказательства и правомерно пришел к выводу, что в связи с неустановлением срока уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный и территориальный дорожные фонды у налогового органа отсутствовали основания для начисления пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог, подлежащего уплате за 2001 и 2002 годы.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 200-О от 04.07.2002 рассматривался вопрос о том, является ли налог на пользователей автомобильных дорог законно установленным, поскольку непосредственно в Законе Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" не были установлены существенные элементы налога. Конституционный Суд пришел к выводу, что данный налог является законно установленным.
Полномочий для переоценки доказательств и выводов суда кассационная инстанция не имеет и не усматривает оснований для отмены судебных актов.
По изложенным мотивам, арбитражный суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение 14.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 29.09.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-6683/2004-6 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 января 2005 г. N Ф04-9290/2004(7577-А27-27)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании