Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 марта 2005 г. N Ф04-1160/2005(9128-А27-22)
(извлечение)
В производстве Арбитражного суда Кемеровской области находится дело о несостоятельности (банкротстве) ОАО "КемВод", возбужденное на основании заявления должника.
Определением арбитражного суда от 22.11.2002 в отношении должника введена процедура банкротства - наблюдение, определением суда от 24.03.2003 - внешнее управление.
Определением от 05.02.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции арбитражного суда от 03.07.2003, возражения должника на требования налогового органа и ТО ФСФО РФ в Кемеровской области признаны необоснованными, на временного управляющего возложена обязанность по включению требований по обязательным платежам в сумме 114 655 675 руб. 10 коп. в четвертую очередь реестра требований кредиторов ОАО "КемВод".
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.08.2003 состоявшиеся судебные акты отменены в связи с неполным исследованием обстоятельств, касающихся установления размера задолженности и обоснованности включения в требования недоимки по налогам и обязательным платежам ОАО "Водоканал", являющегося самостоятельным юридическим лицом.
Арбитражный суд первой инстанции при новом рассмотрении требований ТО ФСФО РФ в Кемеровской области признал обоснованными и подтвержденными надлежащими доказательствами уточненные требования уполномоченного органа в размере 29 757 421 руб. по обязательным платежам на дату введения в отношении должника процедуры внешнего управления (24.03.2003) и на основании пункта 1 статьи 4, статей 100, 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" определением от 26.12.2003 включил данную сумму в третью очередь реестра требований кредиторов.
Суд апелляционной инстанции состоявшееся определение арбитражного суда отменил по безусловным основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку ИМНС России по городу Кемерово не принимала участие в судебном разбирательстве, так как не была уведомлена о времени и месте его проведения, и направил дело на повторное рассмотрение в суд первой инстанции со ссылкой на указанные обстоятельства, а также на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения возникшего спора.
В связи с нарушением судом апелляционной инстанции норм процессуального права, постановление от 19.04.2004 отменено судом кассационной инстанции 19.07.2004, дело передано на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию того же арбитражного суда.
При новом рассмотрении дела суд апелляционной инстанции по ходатайству налогового органа в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел замену ТО ФСФО РФ в Кемеровской области его процессуальным правопреемником - Министерством Российской Федерации по налогам и сборам в лице Управления МНС РФ по Кемеровской области.
Постановлением апелляционной инстанции арбитражного суда от 25.11.2004 определение от 26.12.2003 оставлено без изменения.
ИФНС России по городу Кемерово обратилась с кассационной жалобой, доводы которой поддержаны представителем в судебном заседании, просит определение от 26.12.2003 и постановление от 25.11.2004 арбитражного суда отменить.
По мнению заявителя, ТО ФСФО РФ в Кемеровской области не был вправе уточнять размер задолженности по обязательным платежам в сторону его уменьшения, поскольку уполномоченным органом, наделенным осуществлять права кредитора от имени государства в процедуре банкротства по указанному делу, являлась ИМНС России по городу Кемерово.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "КемВод" возражает против доводов заявителя, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считает, что заявитель жалобы не представил арбитражному суду доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав и интересов принятием обжалуемых судебных актов.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность определения от 26.12.2003 и постановления от 25.11.2004 арбитражного суда по настоящему делу, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены, исходя из следующего.
Доводы Уполномоченного органа сводятся к несогласию с тем, что арбитражный суд при новом рассмотрении дела необоснованно принял к рассмотрению уточненное заявление ТО ФСФО РФ в Кемеровской области об установлении требований по обязательным платежам и включении их в реестр требований кредиторов, а не разрешил вопрос об обоснованности первоначально предъявленных требований в размере 114 655 675 руб. 10 коп.
Суд кассационной инстанции считает, что доводы заявителя направлены на переоценку обстоятельств, данных судом апелляционной инстанции.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд на основании полного, всестороннего исследования доказательств, сделал правильные выводы о применимом праве.
При этом суд отметил, что поскольку производство по делу о несостоятельности ОАО "КемВод" возбуждено до вступления в силу Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон о банкротстве 2002 года), на момент первоначального предъявления налоговым органом и ТО ФСФО РФ в Кемеровской области требований о включении суммы задолженности по обязательным платежам в реестр требований кредиторов должника в силу положений пункта 2 статьи 233 Федерального закона о банкротстве 2002 года подлежали применению положения Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон о банкротстве 1998 года).
Согласно статьи 30 Федерального закона о банкротстве 1998 года лицами, участвующими в деле о банкротстве признавались налоговые и иные уполномоченные органы по требованиям по обязательным платежам, которые с учетом положений статьи 11 Закона были вправе предъявлять к должнику свои требования в порядке, установленном статьей 62 Закона.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.11.2002 N 855 "Об уполномоченном и регулирующем органе в делах о банкротстве и процедурах банкротства" исполнение функций уполномоченного органа, представляющего в делах о банкротстве и процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, временно, сроком на три месяца со дня вступления в силу Федерального закона о банкротстве 2002 года возложено на Федеральную службу РФ по финансовому оздоровлению и банкротству.
В связи с изложенным, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что ТО ФСФО РФ в Кемеровской области был уполномочен предъявлять требования об уплате обязательных платежей и санкций с 03.12.2002 (даты вступления в силу Федерального закона о банкротстве 2002 года), что свидетельствует о наличии у ТО ФСФО РФ в Кемеровской области на момент первоначальной подачи в суд заявления полномочий на предъявление к должнику требований о включении суммы задолженности ОАО "КемВод" по обязательным платежам в реестр требований кредиторов.
С момента введения в отношении ОАО "КемВод" процедуры банкротства - внешнее управление, в соответствии с пунктом 2 статьи 233 Федерального закона о банкротстве 2002 года применению подлежат положения нового Федерального закона.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 14.02.2003 N 100 в качестве уполномоченного органа, представляющего в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам определена Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству, которая с учетом положений статей 100, 34 Федерального закона о банкротстве 2002 года вправе обращаться в суд с требованиями о включении суммы долга по обязательным платежам в реестр требований должника.
Таким образом, ТО ФСФО РФ в Кемеровской области, изменив в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, размер заявленных требований по обязательным платежам до принятия определения от 26.12.2003, действовал в рамках предоставленных ему полномочий, как лицо, участвующее в деле о несостоятельности (банкротстве) должника.
Налоговый орган, в свою очередь, оспаривая законность определения от 26.12.2003 и постановления от 25.11.2004, не привел доказательств нарушения прав Российской Федерации как кредитора, не представил документы, опровергающие заявленную ТО ФСФО РФ в Кемеровской области сумму задолженности ОАО "КемВод" по обязательным платежам.
При наличии документального подтверждения задолженности ОАО "КемВод" перед бюджетом и внебюджетными фондами, с учетом доказательств соблюдения порядка взыскания задолженности по налогам и сборам, установленного статьями 45-48 Налогового кодекса Российской Федерации, ИФНС России по городу Кемерово не утратила права на обращение в арбитражный суд с заявлением о рассмотрении требований к должнику в процедурах банкротства.
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии обжалуемых судебных актов арбитражные суды первой инстанции и апелляционной инстанций не допустили нарушений норм материального и процессуального права. Оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены не имеется.
При изложенных обстоятельствах у кассационной инстанции арбитражного суда отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение от 26.12.2003 и постановление от 25.11.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-12717/2002-4 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекцию Федеральной налоговой службы России по городу Кемерово - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 марта 2005 г. N Ф04-1160/2005(9128-А27-22)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании