Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 18 октября 2005 г. N Ф04-7291/2005(15902-А27-7)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Сталь Кузнецкого металлургического комбината" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения от 08.02.2005 N 2827/11 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области, город Новокузнецк, о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 12 533 рубля и начисленной пени за несвоевременную уплату единого социального налога в сумме 1 085 476,25 рублей.
Решением от 24.04.2005 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены частично. Решение от 08.02.2005 N 2827/11 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области, город Новокузнецк, признано недействительным в части взыскания пени за несвоевременную уплату единого социального налога в сумме 1 085 476,25 руб. как противоречащее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.07.2005 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области, город Новокузнецк, просит судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального права. Полагает, что налоговый орган вправе был начислять пени по единому социальному налогу по итогам месяца, а не отчетного периода.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная инстанция в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права арбитражным судом, и исходя из доводов жалобы, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы. т Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по единому социальному налогу за 2003 год налоговым органом принято решение от 08.02.2005 N 227/11 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Сталь КМК" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 12 533 руб. за неполную уплату страховых: взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 62 663 руб., с начислением пеней в размере 1 085 476,25 руб.
Основанием для начисления пени послужило нарушение налогоплательщиком установленных сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в течение 2003 года (абзац 2 пункта 3 и абзац 4 пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд, признавая решение инспекции недействительным в части начисленных пени, на основании пункта 1 статьи 55, статей 75, 240, пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации пришел к выводу о невозможности взыскания пени, исчисленных из ежемесячной задолженности по авансовым платежам, поскольку окончательная сумма авансовых платежей определяется по итогам отчетного периода, соответственно, и пени начисляются на задолженность, сложившуюся по итогам отчетного периода.
Данный вывод арбитражного суда является правильным, основанным на нормах налогового законодательства и материалах дела.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборахсроки.
Согласно положениям статьи 52, пункта 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода на основе налоговой базы, налоговых ставок и налоговых льгот, налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых вносятся авансовые платежи.
Статьей 240 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, В соответствии со статьей 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исхода из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца и ставки налога. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса, В случае, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на Обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.
Поскольку законодателем определено, что по итогам отчетного периода сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, может изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, ежемесячные авансовые платежи не могут квалифицироваться в качестве налогов (страховых взносов), несвоевременная уплата которых влечет начисление пеней в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, арбитражный суд пришел к правильному выводу, что пени начисляются на задолженность по авансовым платежам, сложившуюся по итогам отчетного периода, признав начисление пени, исходя из неуплаченных налогоплательщиком сумм ежемесячных авансовых платежей, противоречащим налоговому законодательству.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 24.04.2005 и постановление апелляционной инстанции от 20.07.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-6153/05-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 октября 2005 г. N Ф04-7291/2005(15902-А27-7)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании