Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 6 октября 2005 г. N Ф04-6930/2005(15438-А03-32)
(извлечение)
Администрация г. Бийска (далее заявитель) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее по тексту УФ АС) о признании недействительным решения от 02.12.04 года N 40 в части признания действий по проведению конкурсов на право осуществления перевозок пассажиров на коммерческой основе, которым, по мнению заявителя, нарушены требования статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а также выданного на основании этого решения предписания от 02.12.2004 года N 41 в части требования прекратить проведение конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальной маршрутной сети г. Бийска предпринимателями по лицензии.
Заявленные требования мотивированы тем, что проведение конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок автобусами по муниципальной маршрутной сети города осуществляется в рамках компетенции Администрации г. Бийска и не нарушает прав хозяйствующих субъектов на осуществление предпринимательской деятельности. Заявитель считает, оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа ограничивают компетенцию администрации г. Бийска по регулированию вопроса местного значения - организации транспортного обслуживания населения.
Решением суда от 08.04.2005, оставленным в силе постановлением суда апелляционной инстанции от 16.06.2005, требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе УФ АС просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, судебными инстанциями не учтено то обстоятельство, что действующее законодательство не содержит норм, закрепляющих право органа местного самоуправления проводить конкурсы на право осуществления перевозок пассажиров на коммерческой основе. Полагает, путем конкурсного отбора Администрация г. Бийска сужает круг субъектов, занимающихся перевозкой пассажиров, и ограничивает право хозяйствующих субъектов на осуществление предпринимательской деятельности.
Кроме того, податель жалобы считает, что судебные акты приняты по неполно исследованным обстоятельствам.
В отзыве на кассационную жалобу заявитель по делу просит оставить решение и постановление без изменения, указывая на их обоснованность и законность, несостоятельность доводов кассационной жалобы.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения норм материального и процессуального права арбитражным судом первой инстанции, изучив доводы, изложенные в жалобе, считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Из материалов дела следует, УФ АС по Алтайскому краю рассмотрено заявление предпринимателей, осуществляющих пассажирские перевозки в г. Бийске, по вопросу правомерности проведения Администрацией г. Бийска конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автобусами по муниципальной маршрутной сети города.
Решением УФ АС от 02.12.04 года N 40 действия Администрации г. Бийска, выразившиеся в проведении конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок на коммерческой основе, и наделении хозяйствующего субъекта (МУП "Автоколонна 1244") функциями и правами органа местного самоуправления, признаны нарушающими статью 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
В соответствии с выданным на основании этого решения предписанием от 02.12.04 N 41 антимонопольный орган обязал Администрацию г. Бийска прекратить проведение конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальной маршрутной сети г. Бийска и прекратить действия по передаче функций и прав органа местного самоуправления хозяйствующему субъекту (МУП "Автоколонна 1244") путем аннулирования доверенности от 03.11.2003.
Указанное предписание в части передачи прав органа местного самоуправления хозяйствующему субъекту Администрацией г. Бийска исполнено - доверенность от 03.11.03 года, в соответствии с которой МУП "Автоколонна 1244" уполномочивалось заключать договоры по организации пассажирских перевозок в г. Бийске с индивидуальными предпринимателями, Администрацией г.Бийска аннулирована (л.д.86,87).
Не согласившись с решением, в части признания действий по проведению конкурсов на осуществление пассажирских перевозок на коммерческой основе нарушающими антимонопольное законодательство, и предписанием в части обязания прекратить проведение конкурсов, заявитель обратился в арбитражный суд.
Кассационная инстанция поддерживает выводы судебных инстанций исходя из установленных обстоятельств по делу и следующих норм права.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 20 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация транспортного обслуживания находится в ведении муниципальных образований и отнесена к вопросам местного значения.
Согласно пункту 6 статьи 72 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) городская администрация руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности; осуществляет контроль за работой иных транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города; утверждает маршруты и графики движения местного транспорта; привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории города; обеспечивает учет автомобилей и других видов механических транспортных средств используемых в городе; организует и контролирует обслуживание пассажиров на вокзалах, пристанях и в аэропортах.
Таким образом, организационные и контрольные функции в сфере транспортного обслуживания населения возложены на органы местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
Согласно части 2 статьи 1057 Гражданского кодекса Российской Федерации публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей.
Кассационная инстанция поддерживает выводы суда первой и апелляционной инстанций о том, что оспариваемое постановление не нарушает права предпринимателей, осуществляющих названную лицензируемую деятельность, не ограничивает самостоятельность этих субъектов, не ущемляет их интересы, напротив, организация конкурса направлена на достижение общественно полезных целей путем привлечения к осуществлению пассажирских перевозок транспортом общего пользования наиболее квалифицированных лиц, способных обеспечить безопасные и комфортные условия перевозки пассажиров на территории муниципального образования. Доступ к участию в подобном конкурсе неограниченному кругу лиц, имеющих лицензии на право пассажирских перевозок, оспариваемым решением не ограничивается. Вывод суда подтверждается содержанием Положения о конкурсе (л.д.24,25).
Доводы заявителя жалобы фактически направлены на переоценку выводов суда относительно обстоятельств по данному делу, которым судом дана правильная правовая оценка. Оснований для переоценки данных выводов суда у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Судом при принятии судебных актов нормы процессуального права соблюдены.
По изложенным мотивам, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284-286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
Решение от 08.04.2005 и постановление апелляционной инстанции от 16.06.2005 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-1353/05-36 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 октября 2005 г. N Ф04-6930/2005(15438-А03-32)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании