Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 21 сентября 2005 г. N Ф04-6241/2005(15079-А27-6)
(извлечение)
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 9 по Кемеровской области, г.Анжеро-Судженск, (далее - налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Служба единого заказчика Яшкинского района Кемеровской области" (далее - МУП "Служба единого заказчика") о взыскании 125 638,60 руб. штрафных санкций за совершение налоговых правонарушений по пункту 1 статьи 122, статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 12.04.2005 в удовлетворении требования налогового органа отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.06.2005 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить постановление апелляционной инстанции арбитражного суда, как принятое с нарушением действующего законодательства, и принять по делу новый судебный акт.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность постановления апелляционной инстанции арбитражного суда, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка МУП "Служба единого заказчика" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговым органом принято решение N 1159 от 11.11.2004 о привлечении МУП "Служба единого заказчика" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в сумме 125 638,60 руб.
Требование N 884 от 12.11.2004 МУП "Служба единого заказчика" в добровольном порядке не исполнило, что послужило основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд с заявлением.
Арбитражный суд, отказав в удовлетворении требований налогового органа о взыскании с налогоплательщика налоговых санкций, принял решение с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Из материалов дела усматривается, что решением Арбитражного суда Кемеровской области от 15.07.2004 по делу N А27-4065/2004-4 МУП "Служба единого заказчика" признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 12 месяцев.
Согласно статье 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим, прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
Налоговая санкция в соответствии со статьей 114 Налогового кодекса Российской Федерации является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов). Штраф, установленный законодательством о налогах и сборах, является самостоятельным видом ответственности и не относится к неустойке (штрафу, пени), процентам и иным финансовым санкциям, о которых идет речь в статье 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
К обязательным платежам статья 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ относит налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджеты соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Налоговые санкции не относятся и к текущим коммунальным, и к эксплутационным платежам, предусмотренным статьей 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, которые покрываются вне очереди.
Налоговая санкция в силу пункта 1 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения и не может быть отнесена ни к денежным, ни к обязательным платежам.
Согласно пункту 7 этой же статьи Налогового кодекса Российской Федерации налоговая санкция может взыскиваться с налогоплательщика только в судебном порядке.
Кроме того, пункт 6 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации возлагает на налоговые органы обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении.
Таким образом, инспекция обоснованно обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика налоговой санкции в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации, и в соответствии с требованиями статей 104 и 108 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку судебные инстанции не дали оценку совершенному МУП "Служба единого заказчика" налоговому правонарушению и обоснованности привлечения его к ответственности, вынесенные по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо рассмотреть спор по существу в соответствии с нормами действующего законодательства, а также распределить расходы по государственной пошлине.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12.04.2005и постановление апелляционной инстанции от 30.06.2005 по делу N А27-6682/05-2 отменить и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 сентября 2005 г. N Ф04-6241/2005(15079-А27-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании