Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 29 сентября 2005 г. N Ф04-6758/2005(15270-А67-23)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Томскстройтранс" (далее - ОАО "Томскстройтранс") обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску о признании недействительным постановления N 129 от 29.03.2005 о взыскании налогов (сборов) в сумме 1 084 289 руб. за счет имущества налогоплательщика.
Решением суда первой инстанции от 09.06.2005 в удовлетворении требований ОАО "Томскстройтранс" отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ОАО "Томскстройтранс" просит отменить судебный акт первой инстанции и принять новое решение о признании недействительным постановления инспекции N 129 от 29.03.2005.
По мнению заявителя, налоговым органом не надлежащим образом приняты меры по взысканию задолженности за счет денежных средств, поскольку инкассовые поручения были выставлены не все счета налогоплательщика.
Вместе с тем, ОАО "Томскстройтранс" указывает на то обстоятельство, что в оспариваемом постановлении инспекции не указано на каких счетах налогоплательщика и в каких банках отсутствовали денежные средства, необходимые для взыскания задолженности в порядке, предусмотренной пунктом 2 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
ОАО "Томскстройтранс" считает, что решение о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика принимается не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Кроме того, заявитель полагает, что действия налогового органа по взысканию задолженности за счет имущества могут привести к двойному налогообложению, поскольку из банка не отозваны инкассовые поручения на списание денежных средств со счетов налогоплательщика.
ОАО "Томскстройтранс" утверждает, что в обжалуемом решении арбитражного суда в нарушение пункта 2 статьи 170, пункта 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также пункта 39 письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 не указана дата изготовления судебного акта в полном объеме.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы заявителя и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекцией принято постановление N 129 от 29.03.2005 о взыскании налоговых платежей в сумме 1 084 289 руб. за счет имущества ОАО "Томскстройтранс".
Основанием для принятия указанного постановления послужило отсутствие денежных средств на расчетных счетах налогоплательщика в банках.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований ОАО "Томскстройтранс", суд первой инстанции исходил из того, что согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 настоящего Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 настоящего Кодекса.
На основании статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения), если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, поскольку это не нарушает порядка очередности платежей, установленных гражданским законодательством Российской Федерации.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации, налогового агента - организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу - исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве" с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил, что инспекцией в адрес ОАО "Томскстройтранс" направлены требования N 3382 от 01.02.2005 об уплате в срок до 11.02.2005 платы за пользование водными объектами в сумме 3 424 руб., N 4215 от 11.02.2005 об уплате в срок до 20.02.2005 налога на добавленную стоимость в сумме 3 838 руб. транспортного налога в сумме 1 078 326 руб. и пени в сумме 36 630 руб. 13 коп.
За неисполнение указанных требований в установленный в них срок инспекцией приняты решения N 3588 от 10.03.2005, N 3689 от 11.03.2005 о взыскании налога, сбора и пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, а также направлены инкассовые поручения на списание задолженности в бесспорном порядке N 18604, N 18603 от 11.03.2005 в филиал АК "Газпромбанк" в сумме 1 078 326 руб. и в сумме 3 838 руб., N 18346 от 10.03.2005 в ОАО "Томскпромстройбанк" в сумме 3 424 руб.
Поскольку ОАО "Томскстройтранс" произведена частичная оплата задолженности по налоговым платежам, инспекцией включены в оспариваемое постановление суммы платы за пользование водными объектами в размере 2 125 руб., налога на добавленную стоимость в размере 3 838 руб., транспортного налога в размере 1 078 326 руб.
Представленные налоговым органом письма, которые были направлены 15.04.2005 в филиал АК "Газпромбанк" и в ОАО "Томскпромстройбанк", свидетельствуют о приостановлении действия инкассовых поручений, в том числе N 18603, 18604 от 11.03.2005, N 18346 от 10.03.2005.
Кроме того, арбитражный суд установил, что ОАО "Томскстройтранс" сообщило налоговому органу о наличии расчетного счета в ООО КБ "Росбанк", открытого с 02.03.2005 по 14.03.2005, за четыре дня до его закрытия.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно указал о том, что открытие расчетного счета на короткий промежуток времени, свидетельствует об использовании его для зачисления и скорого снятия денежных средств, в целях уклонения обязанности от уплаты налоговых платежей, а также сделал правомерный вывод об отказе в удовлетворении требований ОАО "Томскстройтранс" о признании недействительным постановления инспекции N 129 от 29.03.2005.
Принимая во внимание, что ОАО "Томскстройтранс" не оспаривает суммы начисленных налоговых платежей, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Томской области от 09.06.2005 по делу N А67-4568/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 сентября 2005 г. N Ф04-6758/2005(15270-А67-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании