Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 26 октября 2005 г. N Ф04-7562/2005(16166-А45-33)
(извлечение)
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия" (далее - образовательное учреждение, Академия) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска (далее - налоговая инспекция) от 24.01.2005 N 497 в части взыскания налога на прибыль за 2002 - 2003 годы в сумме 1239620 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 248016 руб., штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового Кодекса Российской Федерации в сумме 257922 руб.
Заявленные требования мотивированы тем, что налоговой инспекцией неправомерно признаны внереализационными доходами и включены в налоговую базу по налогу на прибыль суммы арендной платы, перечисленные арендаторами помещений, находящихся в федеральной собственности, в доход федерального бюджета. Суммы дополнительного финансирования, полученного заявителем из федерального бюджета, не являются арендной платой и не подлежат налогообложению.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 31.03.2005, оставленным постановлением апелляционной инстанции от 03.08.2005 без изменения, требования налогоплательщика удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе поддержанной представителями в судебном заседании, налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, просит состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции отменить и по основаниям, изложенным в кассационной жалобе, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований.
Податель кассационной жалобы считает, что судом дано неправильное толкование нормы права, закрепленной в пункте 14 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
Денежные средства (доходы) от сдачи в аренду имущества станут средствами дополнительного бюджетного финансировании только с момента их поступления на лицевые счета Академии в соответствии с утвержденной главным распорядителем бюджетных средств сметой. Соответственно, до момента поступления денежных средств на лицевой счет Академии они не могут считаться средствами целевого финансирования.
Также полагает, что судом не применена норма, закрепленная в пункте 2 статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использованияимущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
В отзыве на кассационную жалобу, поддержанном представителем в судебном заседании, образовательное учреждение считает вынесенные по делу судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационн"ю жалобу без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка образовательного учреждения по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2002 по 31.12.2003, о чем составлен акт от 20.12.2004 N 497, на основании которого вынесено решения от 24.01.2005 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 257922 руб. Кроме этого, указанным решением Академии доначислен к уплате в бюджеты налог на прибыль в сумме 1289620 руб., начислены пени в сумме 248016 руб.
Основанием для вынесения указанного решения послужило то обстоятельство, что Академия в нарушение пункта 4 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации включила в состав внереализационных доходов суммы арендной платы, полученной в соответствии с заключенными ранее и согласованными с департаментом имущества и земельных отношений Администрации Новосибирской области договорами аренды недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного за учреждением. Данные суммы арендной платы, по мнению налогового органа, в соответствии с пунктом 1 статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации признаются доходом бюджетного учреждения от коммерческой деятельности и подлежат включению в состав налоговой базы для исчисления налога на прибыль организаций.
Несогласие с указанными действиями налоговой инспекции послужило основанием налогоплательщику для обращения с настоящим заявлением в суд.
Арбитражный суд кассационной инстанции отклоняет доводы кассационной жалобы и считает, что принимая решение, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что согласно статьи 8 Закона Российской Федерации от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" доходы федерального бюджета, поступающие в 2002 году, формируются, в том числе, за счет доходов от сдачи в аренду находящегося в федеральной собственности имущества, расположенного на территории Российской Федерации, и средств, поступающих на лицевые счета получателей средств федерального бюджета в погашение дебиторской задолженности прошлых лет.
Статьей 28 этого же закона установлено, что в 2002 году доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление научным, образовательным учреждениям, учреждениям здравоохранения,государственным учреждениям культуры и искусства, государственным архивным учреждениям, организациям Министерства обороны Российской Федерации, а также организациям научного обслуживания Российской академии наук и отраслевых академий наук, имеющим государственный статус и финансируемым за счет средств федерального бюджета на основании смет доходов и расходов, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются в сметах доходов и расходов указанных учреждений и организаций.
Поступившие средства отражаются на лицевых счетах указанных бюджетных убеждений, открытых в органах федерального казначейства, и направляются на содержание этих учреждений в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы сверх сумм, установленных статьей 38 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.1999 N 689 утвержден Порядок учета в доходах федерального бюджета арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за научными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, государственными музеями, государственными учреждениями культуры и искусства, и ее использование. Согласно этому порядку научные организации, образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, государственные музеи, государственные учреждения культуры и искусства, осуществляющие в установленном порядке сдачу в аренду закрепленного за ними находящегося в федеральной собственности недвижимого имущества, открывают в территориальных органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевые счета для учета и распределения средств, поступающих от сдачи в аренду федерального имущества.
Здесь же предусмотрено, что арендная плата за пользование закрепленным за организациями находящимся в федеральной собственности недвижимым имуществом перечисляется арендаторами посредством платежных поручений с указанием лицевого счета арендодателя на доходные счета, открытые на балансовом счете 40102 "Доходы федерального бюджета", по месту нахождения организаций с указанием соответствующих кодов доходов и учитывается в полном объеме в доходах федерального бюджета на доходных счетах в территориальных органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по месту открытия лицевых счетов организаций. Территориальные органы федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации осуществляют распределение средств, поступивших в соответствии с договорами аренды на доходные счета, по лицевым счетам организаций на основании дополнительной сметы доходов и расходов организаций, утвержденной (согласованной) в установленном порядке, а также копий договоров, представленных организациями, для использования указанных средств на цели дополнительного бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы.
Аналогичное правовое регулированиеимеет данный вопрос в 2003 году.
Судом установлено, что арендная плата поступала на счет по учету доходов федерального бюджета, открытый Управлению федерального казначейства Минфина Российской Федерации по Новосибирской области, а в дальнейшем указанные средства зачислялись на лицевой счет Академии, открытый в отделении федерального казначейства, в качестве дополнительного источника финансирования.
Все доходы от арендной платы поступали не на счет Академии, а непосредственно в бюджет, а федеральное казначейство направляло налогоплательщику спорные суммы в качестве средств дополнительного финансирования, которые расходовались строго по смете.
Арендная плата учтена при составлении для образовательного учреждения сметы доходов и расходов федерального бюджета. Эта смета утверждена Министерством образования Российской Федерации.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования отнесено имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования, в том числе в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
Таким образом, судебными инстанциями сделан правомерный вывод о том, что полученные Академией в 2002 и в 2003 годах денежные средства от арендной платы следует расценивать как средства целевого бюджетного финансирования, которые, в свою очередь, не являются объектом обложения налогом на прибыль, а "читывая то обстоятельство, что налоговая инспекция не выявила в ходе проверки нецелевого использования указанных средств, доначисление налога на прибыль по этому эпизоду обоснованно признано судом неправомерным.
Учитывая, что изложенные выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют достоверно установленным фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При таких обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы нельзя признать состоятельными, так как они опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства. Каких-либо нарушений норм процессуального или материального права, влекущих отмену или изменение принятых по делу решения и постановления, судом не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 31.03.2005 и постановление апелляционной инстанции от 03.08.2005 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-4132/05-40/242 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 октября 2005 г. N Ф04-7562/2005(16166-А45-33)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании