Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 10 октября 2005 г. N Ф04-7053/2005(15619-А27-26)
(извлечение)
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Заводскому и Новоильинскому районам города Новокузнецка (в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по Заводскому и Новоильинскому районам города Новокузнецка) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к муниципальному учреждению "Культурный центр "Березка" (далее - МУ "Культурный центр "Березка"), город Новокузнецк, о взыскании налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в результате занижения налоговой базы за неполную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в размере 176 рублей, за неполную уплату налога на прибыль в размере 23 727 рублей, за неполную уплату единого налога на вмененный доход в размере 80 рублей; в общей сумме 23 983 рублей.
Решением от 14.04.2005 арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.07.2005, заявленные требования удовлетворены частично. Взысканы с МУ "Культурныйцентр "Березка" налоговые санкции в размере 80 рублей. В остальной части требования оставлены без удовлетворения.
Судебные инстанции мотивировали данный вывод тем, что доход от реализации входных билетов, при условии последующего направления указанных средств в доход местного бюджета, следует рассматривать как бюджетное финансирование учреждения. Поскольку в данном случае, при осуществлении некоммерческой деятельности, у муниципального учреждения отсутствовала выручка, следовательно, отсутствуют объекты обложения как налогом на прибыль, так и налогом на пользователей автодорог.
Факт неуплаты единого налога на вмененный доход документально подтвержден, поэтому привлечение МУ "Культурный центр "Березка" к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 80 рублей является правомерным.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, просит решение суда первой и постановление апелляционной инстанций отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Считает, что налоговые санкции за неполную уплату налога на прибыль и налога на пользователей автодорог начислены налогоплательщику правомерно.
Указывает, что при налогообложении бюджетных организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, при определении превышения доходов над расходами недофинансирование из бюджета не учитывается.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить без изменения судебные акты по делу, поскольку оно является бюджетным учреждением, финансируется за счет местного бюджета на основе сметы доходов и расходов. Закон Российской Федерации "Основы законодательства о культуре" не относит виды деятельности, оказываемые учреждением в соответствии с уставом, к предпринимательской деятельности. Налоговый орган в нарушение положений, изложенных в статье 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представил доказательств, свидетельствующих о том, что учреждение занимается предпринимательской деятельностью и использует не по назначению целевое финансирование из бюджета.
Заслушав представителя налогового органа, поддержавшего доводы, изложенные в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, пришел к выводу об оставлении судебных актов по делу без изменения.
Материалами дела установлено, что налоговым органом проведена выездная налоговая проверка МУ "Культурный центр "Березка" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах в связи с ликвидацией за период с 01.01.2001 по 31.12.2003.
Результаты проверки отражены в ликвидационном акте N 85 ДСП от 15.06.2004.
С учетом акта проверки, Инспекцией вынесено решение N 85/1 от 13.07.2004 о привлечении МУ "Культурный центр "Березка" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату, в результате занижения налоговой базы, налога на пользователей автомобильных дорог в размере 176 рублей, налога на прибыль в размере 23 727 рублей, единого налога на вмененный доход в размере 80 рублей; в общей сумме 23 983 рублей.
Поскольку требование N 1952 от 22.07.2004 об уплате налоговых санкций в установленный до 01.08.2004 срок МУ "Культурный центр "Березка" не было исполнено, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании налоговых санкций.
МУ "Культурный центр "Березка" по своему уставу и правовому статусу, является некоммерческой организацией. Цели и виды деятельности этого учреждения закреплены в уставе, где предусмотрено право учреждения осуществлять деятельность, приносящую доходы, и распоряжаться имуществом, приобретенным за счет доходов от такой деятельности, только в соответствии с уставными целями.
В судебном заседании было установлено, что плата за реализованные входные билеты, поступившие в кассу муниципального учреждения, зачислялась в городской бюджет согласно распоряжению администрации г. Новокузнецка N 419р от 25.03.2002 и расходовалась согласно сметы доходов и расходов. Это обстоятельство было подтверждено платежными поручениями о перечислении денежных средств, полученных в кассу, отчетами об использовании смет. Эти документы были исследованы в судебном заседании и свидетельствовали о бюджетном финансировании данного учреждения.
Суды первой и апелляционной инстанций, в соответствии с требованиями статей 71 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовали полно и всесторонне доводы сторон по существу спора, представленные ими доказательства, а так же нормы статей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, 41 и 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Распоряжение Главы г. Новокузнецка от 25.03.2002 N 419.
Исходя из подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходыв виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования: в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетными учреждениями по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
Поскольку в судебном заседании было установлено, что учреждение осуществляло некоммерческую деятельность, а оказывало услуги в области культуры, у него отсутствовала выручка, поэтому отсутствовали объекты обложения как налогом на прибыль, так и налогом на пользователей автодорог.
Кассационная инстанция считает правомерными выводы суда первой и апелляционной инстанций об отсутствии законных оснований для доначисления бюджетному учреждению культуры налога на прибыль и налога на пользователей автомобильных дорог.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 14.04.2005 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 04.07.2005 апелляционной инстанции по делу N А27-427/05-6 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с подп.14 п.1 ст.251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
По мнению налогового органа, при налогообложения бюджетных организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, при определении превышения доходов над расходами недофинансирование из бюджета не учитывается. Поэтому, выручка учреждения от продажи билетов подлежит обложению налогом на прибыль.
Однако, по мнению суда, позиция налогового органа не соответствует положениям налогового законодательства РФ.
Суд отметил, что согласно ст.251 НК РФ налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
Суд указал, что к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования. Данное имущество может быть в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетными учреждениями по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
Как установил суд, плата за реализованные входные билеты, поступавшие в кассу муниципального учреждения, зачислялась в городской бюджет согласно распоряжению администрации города. Указанное обстоятельство было подтверждено платежными поручениями о перечислении денежных средств, отчетами об использовании смет.
Суд пришел к выводу, что поскольку учреждение осуществляло некоммерческую деятельность по оказанию услуг в области культуры, у него отсутствовала выручка, поэтому объект налогообложения по налогу прибыль отсутствовал.
В связи с этим, суд оставил без изменений решение по делу и постановление апелляционной инстанции, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 октября 2005 г. N Ф04-7053/2005(15619-А27-26)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании