Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 6 октября 2005 г. N Ф04-5372/2005(14061-А27-3)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Новокузнецкое автотранспортное предприятие" (далее - ОАО "Новокузнецкое ГАТП) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Куйбышевскому району г.Новокузнецка (далее - Инспекция МНС РФ) о признании недействительным решения N 156 от 27.05.2004 о взыскании налогов, сборов и пени за счет имущества налогоплательщика на общую сумму 15 943 691, 45 руб.
Решением от 04.02.2005 Арбитражного суда Кемеровской области требования ОАО "Новокузнецкое ГАТП" удовлетворены Постановлением апелляционной инстанции от 24.05.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция Федеральной налоговой службы по Куйбышевскому району г.Новокузнецка - правопреемник Инспекции МНС РФ, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит вынесенные по делу судебные акты отменить и принять новое решение об отказе ОАО "Новокузнецкое ГАТП" в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу ОАО "Новокузнецкое ГАТП" не представлен.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом при вынесении судебных актов норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ в адрес ОАО "Новокузнецкое ГАТП" были направлены требования об уплате налога N 2279 от 16.08.2002, N 974 от 24.01.2003, N 9235 от 01.09.2002, N 9236 от 01.01.2003, N 9237 от 01.03.2003, N 5772 от 02.06.2003, N 7681 от 02.07.2003, N 63068 от 02.10.2003, N 89271 от 22.12.2003, N 170 от 20.01.2004, N 1744 от 03.03.2004, N 7784 от 11.03.2004, N 8481 от 22.04.2004, N 9238 от 10.03.2004, N 9316 от 17.03.2002, N 66289 от 26.11.2003, N 7977 от 01.04.2004.
В связи с неисполнением налогоплательщиком данных требований в добровольном порядке в устанволенных в них срок, Инспекцией МНС РФ были приняты решения о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках N 6328 от 20.12.2003, N 954 от 12.10.2002, N 2745 от 23.06.2003, N 996 от 17.05.2004, N 922 от 11.05.2004, N 830 от 19.04.2004, N 683 от 23.03.2004, N 1007 от 20.05.2003, N 66 от 29.12.2004, N 254 от 22.04.2002, N 1228 от 12.02.2003.
На основании указанных решений налоговым органом были выставлены инкассовые поручения N N 2626-2628 от 20.05.2004, N N 17053-17055 от 23.06.2003, N 21230, N N 21233-21235 от 21.08.2003, N 23346 от 17.10.2003, N 27024 от 20.12.2003, N 2371, N N 2374-2376, N N 2378-2380 от 12.05.2003.
Поскольку данные инкассовые поручения не были исполнены по причине недостаточности денежных средств на счетах ОАО "Новокузнецкое ГАТП", 27.05.2004 Инспекция МНС РФ приняла решение N 156 и постановление N 101 об обращении взыскания на имущество на общую сумму 15 943 691, 45 руб.
Полагая, что решение налогового органа от 27.05.2004 N 156 не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы как налогоплательщика, ОАО "Новокузнецкое ГАТП" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительньм.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из того, что Инспекцией МНС РФ нарушена процедура взыскания налогов, сборов и пеней за счет имущества налогоплательщика.
Порядок взыскания задолженности по налогам (сборам), пени и присужденным штрафам за счет имущества организации-налогоплательщика установлена статьями 45 - 47 Налогового кодекса РФ.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требованияоб уплате налога.
Согласно статье 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, либо в 10-дневный срок с даты вынесения решения налогового органа по результатам проведенной налоговой проверки.
Пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно содержать: сведения о сумме задолженности по налогу; размере пеней, начисленных на момент направления требования; сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах; сроке исполнения требования; а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком; подробные данные об основаниях взимания налога" а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика.
В пункте 19 постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 N 5 установлено, что досудебное урегулирование спора о взыскании пеней по недоимкам состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней.
Как правильно указал арбитражный суд, часть направленных ОАО "Новокузнецкое ГАТП" требований об уплате налогов, сборов и пени не соответствуют вышеперечисленным нормам.
Так, в требованиях N 8481 от 22.04.2004 и N 7977 от 01.04.2004 отсутствует указание на период образования недоимки, В требованиях N 2279 от 16.08.2002 и N 9316 от 17.03.2002 не указан устанавливаемый налоговым органом срок для их добровольного исполнения. Требования N 170 от 20.01.2004, N 5772 направлены налогоплательщику после истечения срока, установленного для его добровольного исполнения.
Кроме того, в оспариваемое ОАО "Новокузнецкое ГАТП" решение налоговым органом включены требования N 9235 от 01.09.2002, N 9236 от 01.01.2003, N 9237 от 01.03.2003, N 7681 от 02.07.2003, N 63068 от 02.10.2003, которые на момент вынесения решения были фактически исполнены.
Согласно статье 46 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства, находящихся на счетах налогоплательщика в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента), инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств. Такое решение принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога, принимается решение о взыскании налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.
Исследовав имеющиеся в материалах дела документы, судебные инстанции сделали обоснованный вывод о несоблюдении Инспекцией ФНС РФ положений названной статьи. Решения о взыскании налога и пени за счет денежных средств ОАО "Новокузнецкое ГАТП" по требованиям N 974 от 24.01.2003 и N 9316 от 17.03.2002 приняты налоговым органом в виде инкассовых поручений, а не отдельного акта, на основании которого выставляются инкассовые поручения.
Инспекцией ФНС РФ в нарушение статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ не по всем выставленным инкассовым поручениям представлены доказательства их направления в банк.
Также налоговым органом нарушен пятидневный срок направления решений о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика N 66 от 29.01.2004 и N 2745 от 23.06.2003, принятых в связи с неисполнением требований об уплате налога N 170 от 20.01.2004 и N 5772 от 20.06.2003.
После выставления инкассовых поручений, в случае недостаточности или отсутствия денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, налоговый орган в силу пункта 7 статьи 46 и пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса РФ вправе обратить взыскание налогов за счет имущества налогоплательщика в пределах сумм, указанных в ранее выставленных требованиях об уплате налогов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание на основании статьи 46 Налогового кодекса РФ.
Буквальное толкование статей 46, 47, 70 Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод, что процедура взыскания задолженности должна производиться по каждому отдельному требованию.
Однако как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, указанная в оспариваемом решении общая сумма задолженности превышает задолженность, указанную в выставленных требованиях.
Таким образом, арбитражный суд пришел к правильному выводу о недействительности решения Инспекции МНС РФ от 27.05.2004 N 156 о взыскании налогов, сборов и пени за счет имущества ОАО "Новокузнецкое ГАТП" на общую сумму 15 943691, 45 руб. по причине несоблюдения налоговым органом порядка обращения взыскания на имущество налогоплательщика.
Вместе с тем кассационная инстанция считает недостаточно обоснованным вывод судебных инстанций о том, что инкассовые поручения, выставленные на расчетные счета налогоплательщика, на момент вынесения решения и постановления о взыскании недоимки за счет имущества должны быть отозваны из банка, так как Налоговый кодекс РФ не предусматривает обязанность налогового органа отзывать инкассовые поручения, направленные в кредитные учреждения для взыскания задолженности по налогам за счет денежных средств налогоплательщика-организации, перед принятием решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Налогового кодекса РФ Министерство РФ по налогам и сборам издает обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложениеми сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 3.2 Методических рекомендаций по организации взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и службы судебных приставов Министерства юстиции РФ при исполнении постановлений налоговых органов о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика- организации или налогового агента - организации, утвержденных совместным Приказом Министерства юстиции РФ N 289 и МНС РФ N БГ-3-29/619 от 13.11.2003 в целях защиты прав должника и приведения действий по принудительному взысканию налогов (сборов), а также пеней в соответствие с законодательством Российской Федерации после получения от службы судебных приставов копии постановления о возбуждении исполнительного производства налоговый орган принимает решение о приостановлении списания денежных средств в бесспорном порядке со счетов должника (приостанавливает действие инкассового поручения, выставленного к счету должника) и в тот же день направляет его в соответствующий банк.
Однако ошибочный в данной части вывод суда не привел к принятию неправильного решения.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, в данном случае спор о взыскании касается сферы процессуальных правоотношений и расходы ОАО "Новокузнецкое ГАТП" по оплате юридических услуг являются судебными издержками, которые возмещаются в порядке, предусмотренном статьями 101, 106, 110, 112 Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив представленные ОАО "Новокузнецкое ГАТП" в подтверждение заявленного ходатайство документы, арбитражный суд установил размер расходов, подлежащих взысканию с налогового органа, в сумме 25 000 руб.
Учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ пределы компетенции суда кассационной инстанции, правовые основания для переоценки выводов судебных инстанций отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 04.02.2005 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление апелляционной инстанции от 24.05.2005 по делу N А27-19179/04-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 октября 2005 г. N Ф04-5372/2005(14061-А27-3)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании