Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 21 сентября 2005 г. N Ф04-6105/2005(14932-А27-26)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Прокопьевский ремонтный трамвайно- троллейбусный завод" (далее ОАО "Прокопьевский ремонтный трамвайно- троллейбусный завод") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 12 по Кемеровской области (в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 11 по Кемеровской области), город Прокопьевск, о признании недействительными решения N 181а от 18.10.2004 в части взыскания пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 295 626 рублей за счет имущества налогоплательщика.
Заявленные требования мотивированы тем, что Законом Российской Федерации N 1759-1 от 18.10.1991 "О дорожных фондах в Российской Федерации" срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не установлен, в связи с чем, взыскание пени по налогу на пользователей автомобильных дорог является неправомерным.
Решением от 14.04.2005 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение налогового органа N 181а от 18.10.2004 в части взыскания с общества 295 626 рублей пени по налогу на пользователей автомобильных дорог.
Суд мотивировал данный вывод тем, что начисление налогоплательщику пени по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2001-2002 годы незаконно, так как Законом Кемеровской области N 8-03 от 27.06.1995 "О дорожном фонде Кемеровской области" срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не установлен.
Действие Постановления Верховного Совета Российской Федерации "Об утверждении Порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации" от 23.01.1992 N 2235-1, устанавливающего срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд на 2001-2002 годы приостановлено.
В апелляционной инстанции арбитражного суда законность и обоснованность судебного акта не проверялись, В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 11 по Кемеровской области просит решение суда отменить.
Полагает,, что в соответствии со статьями 11, 56, 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются обязательным платежом, а не налоговой санкцией, и подлежат уплате налогоплательщиком в случае уплаты причитающихся сумм налога в более поздний срок.
Ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации N 20-П от 17.12.1996 указывает, что неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, пришел к выводу об оставлении кассационной жалобы без удовлетворения.
Материалами дела установлено, что в связи с неисполнением (неполным исполнением) ОАО "Прокопьевский ремонтный трамвайно-троляейбусный завод" требований об уплате налогов N 184 от 23.02.2001, N 743 от 18.05.2001, N 1133 от 31.07.2001, N 352 от 24.04.2002, N 1519 от 25,10.2002, N 1593 от 13.11.2002, налоговым органом было принято решение N 181а от 18.10.2004 о взыскании налогов (сборов) в сумме 12 846 рублей и пени в сумме 710 622 рублей за счет имущества налогоплательщика.
Не согласившись с данным решением налогового органа в части взыскания пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог за 2001-2002 годы в сумме 295 626 рублей, ОАО "Прокопьевский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в указанной части.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные требования ОАО "Прокопьевский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод", правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более, поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки.
Налог на пользователей автомобильных дорог установлен Законом Российской Федерации N 1759-1 от 18.10.1991 "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Статьей 2 указанного Закона предусмотрено, что порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации определяется федеральным законом, а порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов - законами субъектов Российской Федерации.
Срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации предусмотрен Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1, которым утвержден Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации. Согласно данному Порядку, налог на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации исчисляется и уплачивается ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год", действие Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 2235-1 от 23.01.1992 было приостановлено на 2001 и 2002 годы.
Законом Кемеровской области "О дорожном фонде Кемеровской области" N 8-03 от 27.06.1995 срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не установлен.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что поскольку срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд на 2001-2002 годы не был установлен в предусмотренном законодательством порядке, начисление налоговым органом пени за несвоевременную уплату данного налога является незаконным.
Ссылка налогового органа на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации N 20-П от 17.12.1996, согласно правовой позиции которого пеня является компенсацией потерь бюджета в результате недополнучения налоговых сумм в срок уплаты налога, в данном случае является несостоятельной.
При таких обстоятельствах, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 14.04.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-1325/05-2 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 сентября 2005 г. N Ф04-6105/2005(14932-А27-26)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании