Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 21 сентября 2005 г. N Ф04-6726/2005(15082-А27-26)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Кузбассэнерго "Дирекция Петровской ТЭЦ" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Кемерово о признании незаконным письма от 2.07.2004 N 16-12-34/2236 и об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченную сумму налога с владельцев транспортных средств в размере 149 895, 90 руб. и проценты на сумму, излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств, не возвращенную в установленный срок, в размере 28 285, 35 руб.
Требования мотивированы тем, что обществом уплачен налог с владельцев транспортных средств за 2002 год в сентябре 2002. С заявлением о возврате излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств общество обратилось в налоговый орган в апреле 2003 года, то есть после вступления в силу определения Конституционного Суда Российской Федерации N 107-О. По мнению заявителя, Закон Кемеровской области от 20.07.1998 N 40-03 "О ставках налога с владельцев транспортных средств на территории Кемеровской области" не подлежал применению, письмо об отказе возврата излишне уплаченного налога от 2.07.2003 является незаконным.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Закон Кемеровской области от 20.07.1998 N 40-03 "О налоге с владельцев транспортных средств на территории Кемеровской области".
Решением от 28.02.2005 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены.
Признано незаконным оспариваемое решение налогового органа, оформленное письмом, об отказе возвратить излишне уплаченный налог с владельцев транспортных средств за 2002 год в размере 149 895, 90 руб.
Суд обязал налоговый орган произвести возврат излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств в размере 149 985, 90 руб. с начислением процентов за нарушение срока возврата суммы излишне уплаченного налога по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день нарушения срока возврата за период с 29.05.2003 по 1.12.2004 в сумме 28 285,35 руб.
на расчетный счет заявителя в течение десяти дней со дня получения решения.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.05.2005 состоявшееся по делу решение признано законным и оставлено без изменения.
Судебные инстанции мотивировали данный вывод тем, что сумма налога с владельцев транспортных средств, исчисленного по ставке, установленной Законом Кемеровской области от 20.07.1998 N 40-03 "О налоге с владельцев транспортных средств на территории Кемеровской области (в редакции от 19.11.2001), и уплаченная заявителем в бюджет платежным поручением после 10.04.2002, является излишне уплаченной в бюджет и подлежит возврату (зачету) в порядке ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Кемерово просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и отказать ОАО "Кузбассэнерго "Дирекция Петровской ТЭЦ" в полном объеме заявленных требований.
По мнению налогового органа, уплата заявителем налога с владельцев транспортных средств, который поступает в бюджет Кемеровской области - субъекта Российской Федерации, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и действующего на тот период времени Закона Кемеровской области от 20.07.1998 N 40-03 "О налоге с владельцев транспортных средств", являлась законной и обоснованной, поэтому сумма уплаченного налога возврату не подлежит. Суммы налога с владельцев транспортных средств, уплаченные по ставкам, установленным Законом N 40-03, не могут быть признаны излишне уплаченными и подлежащими зачету либо возврату в порядке, предусмотренном ст.78 Налогового кодекса Российской Федерации. Проценты должны быть начислены до момента истечения 3-х месячного срока по истечение месяца, предоставленного налоговому органу на возврат налога в добровольном порядке.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Материалами дела установлено, что платежным поручением N 154 от 26.09.2002 ОАО "Кузбассэнерго "Дирекция Петровской ТЭЦ" перечислило 152 955 рублей налога с владельцев транспортных средств, исчисленного по ставкам, установленным Законом Кемеровской области N 40-03 от 20.07.1998 "О налоге с владельцев транспортных средств на территории Кемеровской области".
28.04.2003 налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о возврате из бюджета излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств за 2002 год в размере 149 895 рублей 90 копеек.
Письмом N 16-12-34/2236 (49185) от 02.07.2003 налоговый орган отказал обществу в возврате налога, ссылаясь на действующий Закон Кемеровской области от 20.07.1998 N 40-03 "О налоге с владельцев транспортных средств на территории Кемеровской области".
Считая отказ налогового органа в возврате излишне уплаченной суммы налога с владельцев транспортных средств незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования ОАО "Кузбассэнерго "Дирекция Петровской ТЭЦ", правомерно исходил из следующего.
Статьей 6 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" предусмотрено взимание налога с владельцев транспортных средств, полностью зачисляемого в территориальные дорожные фонды, и установлены ставки налога, которые в силу пункта 5 данной статьи могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации.
Законом Кемеровской области N 40-03 от 20.07.1998 "О налоге с владельцев траснпортных средств на территории Кемеровской области" (в редакции Закона Кемеровской области от 19.11.2001 N 91-03) установлены повышенные ставки налога относительно ставок, указанных в пункте 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Определениями Конституционного суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О и N 107-О положение пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные в самом Законе Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", признано устратившим силу и не подлежащим применению в связи с несоответствием ее статьям 57 и 75 Конституции Российской Федерации.
Статьей 87 Федерального Конституционного законаN 1-ФКЗ от 21.07.1994 "О Конституционном Суде Российской Федерации" предусмотрено, что признание нормативного акта или договора, либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционном, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения.
Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
Согласно нормам статьи 79 указанного Закона, решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Факт переплаты налога с владельцев транспортных средств после 10.04.2002 в размере 149 895, 90 руб. подтвержден исследованными в судебном заседании платежным поручением и расчетом налога.
Отказ налогоплательщику в озврате сумм излишне уплаченного налога оформлен письмом от 2.07.2003 N 16-12-34/2236(49185).
Поскольку налоговым органом на момент подачи заявления и рассмотрения дела в суде не представлено доказательств того, что у налогоплательщика имеется задолженность по уплате налогов и сборов, а так же пеней, подлежащих перечислению в доходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, кассационная инстанция считает правомерным вывод суда первой и апелляционной инстанций о том, что заявитель имеет право на возврат излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств в сумме 149 895,90 руб.
Кассационная инстанция считает, что судом правильно применены при рассмотрении настоящего дела нормы материального и процессуального права.
В связи с восстановлением судом срока на обжалование ненормативного правового акта, кассационной инстанцией не принимаются доводы налогового органа о неправомерном расчете процентов за несвоевременный возврат налога с владельцев транспортных средств.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 28.02.2005 и постановление апелляционной инстанции от 20.05.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-26881/04-6 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 сентября 2005 г. N Ф04-6726/2005(15082-А27-26)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании