Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 10 ноября 2005 г. N Ф04-8002/2005(16607-А27-3)
(извлечение)
Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Кемерово (далее - Инспекция ФНС РФ) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к открытому акционерному обществу "Кузбассэнергострой" (далее - ОАО "Кузбассэнергострой") о взыскании налоговых санкций в сумме 1 243 614 руб.
Решением от 17.06.2005 Арбитражного суда Кемеровской области требования налогового органа оставлены без удовлетворения.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось В кассационной жалобе Инспекция ФНС РФ, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит вынесенный по делу судебный акт отменить и принять новое решение о взыскании с ОАО "Кузбассэнергострой" 1 243 614 руб. штрафа по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу ОАО "Кузбассэнергострой"не представлен.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом при вынесении судебных актов норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС РФ проведена выездная налоговая проверка ОАО "Кузбассэнергострой" по вопросам соблюдения налогового законодательства.
По результатам проверки Инспекцией ФНС РФ составлен актN 554 от 14.09.2004 и вынесено решение N 538 от 30.09.2004 о привлечении ОАО "Кузбассэнергострой" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122, статьей 123, пунктом 2 статьи 119, пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ, в виде штрафов в сумме 1 243 614 руб.
На основании данного решения Инспекцией ФНС РФ выставлено требование N 17516 от 05.10.2004 об уплате налоговых санкций. Неисполнение ОАО "Кузбассэнергострой" указанного требования в добровольном порядке в установленный в нем срок до 15.10.2004 послужило основанием для обращения Инспекции ФНС РФ в арбитражный суд с заявлением о взыскании начисленных налоговых санкций в судебном порядке.
Отказывая Инспекции ФНС РФ в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Кемеровской области исходил из того, что у налогового органа в силу статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ) отсутствовали правовые основания для привлечения налогоплательщика к ответственности в силу признания последнего банкротом.
В соответствии со статьей 126 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов, в том числе об уплате обязательных платежей, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 22.09.2003 решением Арбитражного суда Кемеровской области ОАО "Кузбассэнергострой" признано несостоятельным (банкротом) в отношении него открыто конкурсное производство.
Исходя из смысла статьи 2 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) по уплате обязательных платежей.
Согласно части 1 статьи 131 названного закона все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
В соответствии со статьей 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 134 этого же закона расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, судебные расходы, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также требования кредиторов, возникшим в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшим в ходе конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди.
Таким образом, установленный статьей 126 Закона о банкротстве запрет на начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника, объявленного несостоятельным, законодатель связывает с достижением цели банкротства - соразмерным удовлетворением требований кредиторов, образовавшихся до начала процедуры банкротства.
В налоговых правоотношениях, связанных с реализацией правил, установленных статьей 75 и главами 15-16 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик, в отношении которого введена процедура банкротства, по платежам, возникшим после введения данной процедуры и до закрытия реестра требований кредиторов, является субъектом, обладающим полным перечнем прав и обязанностей налогоплательщика, установленных Налоговым Кодексом РФ.
Соответственно, налоги и сборы, пени, а также штрафы, обязанность по уплате которых возникла у налогоплательщика в ходе осуществления в отношении него конкурсного производства, относятся к расходам, связанным с продолжением текущей хозяйственной деятельности должника, и подлежат уплате в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Из материалов дела следует, что решение о привлечении ОАО "Кузбассэнергострой" к налоговой ответственности принято Инспекцией ФНС РФ после признания его банкротом, то есть в ходе конкурсного производства.
В силу требований пункта 1 статьи 104 Налогового кодекса РФ после вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции.
До обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом за совершение налогового правонарушения.
Следовательно, налоговый орган вправе предъявить требование о взыскании налоговых санкций в рамках процесса о банкротстве только с момента принятия судом решения о принудительном их взыскании с должника.
На основании изложенного, кассационная инстанция приходит к выводу, что у арбитражного суда не было оснований для отказа налоговому органу в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на статью 126 Закона о банкротстве.
Поскольку судебные инстанции не дали оценку совершенному обществу правонарушению и обоснованности привлечения его к ответственности, вынесенные по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении арбитражному суду необходимо устранить допущенные нарушения, рассмотреть спор с учетом обстоятельств дела и действующего законодательства, а также разрешить вопрос о судебных расходах, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 17.06.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-8311/05-6 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 ноября 2005 г. N Ф04-8002/2005(16607-А27-3)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании