Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 октября 2004 г. N Ф04-7272/2004(5374-А02-15)
(извлечение)
Туберкулезный санаторий "Чемал" Министерства здравоохранения Российской Федерации в Алтайском крае (далее - санаторий "Чемал") обратился в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением о признании недействительным пунктов 6 и 7 представления начальника Межрайонного отдела в Республике Алтай Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в Алтайском крае (далее - КРУ) от 30.04.2004, в соответствии с которыми на заявителя возложены обязанности заключать договоры на поставку товаров, работ и услуг в соответствии со статьями 71 и 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации на конкурсной основе и восстановить неправомерно списанный уголь на отопление несуществующего здания спального корпуса N 1 в объеме 160,084 тонн на сумму 135 766 руб. 82 коп.
Решением от 02.07.2004 заявленные требования удовлетворены.
Пункты 6 и 7 оспариваемого ненормативного акта признаны недействительными в связи с несоответствием их статье 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктам 19 и 23 Инструкции о порядке проведения ревизий и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялась.
В кассационной жалобе КРУ просит отменить решение суда в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Считает, что санаторий "Чемал", являясь бюджетным учреждением, может расходовать средства исключительно на оплату товаров, работ, услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам, а также на оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденньми сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов, но на сумму не свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда, что следует из статей 70-71 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В ходе ревизии санаторием "Чемал" не были представлены ревизорам документы, подтверждающие заключение договоров на поставку угля посредством конкурсного отбора поставщиков, в связи с чем был сделан вывод о нарушении им бюджетного законодательства. Вывод ревизора о количестве угля списанного на несуществующее здание документально подтвержден. Считает, что раздел 9 акта составлен в соответствии с требованиями пункта 19 Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации.
Просит дело производством прекратить.
Отзыв на кассационную жалобу от санатория "Чемал" в суд не поступил.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, КРУ в соответствии с планом работы на 2004 год была проведена документальная ревизия финансово-хозяйственной деятельности санатория "Чемал" за период с 01.01.2002 по 01.01.2004.
В ходе ревизии был установлен ряд нарушений бюджетногозаконодательства, о чем составлен акт от 19.04.2004.
30.04.2004 заместителем руководителя КРУ вынесено представление N 04-10/288 в адрес главного врача санатория "Чемал" о необходимости устранения недостатков, выявленных ревизорами.
Не согласившись с пунктами 6 и 7 указанного представления, санаторий "Чемал" обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Пунктом 6 представления на санаторий "Чемал" возложена обязанность заключения договоров на поставку товаров, работ и услуг на конкурсной основе.
Суд первой инстанции, признав данный пункт недействительным, пришел к выводу, что возложение обязанности заключения государственных контрактов на санаторий "Чемал" без проведения уполномоченным государственным органом конкурса на размещение государственного заказа на поставку товаров, является нарушением положений статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона от 06.05.1999 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных нужд".
Кассационная инстанция считает данный вывод правомерным исходя из следующего.
Государственное учреждение "Туберкулезный санаторий "Чемал" Министерства здравоохранения Российской Федерации, согласно Устава, является учреждением, источником формирования имущества и финансовых ресурсов которого является базовое финансирование из федерального бюджета, а имущество относится к федеральной собственности Российской Федерации и закрепляется за ним на праве оперативного управления.
В соответствии со статьей 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам, а также на оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.
Статья 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.
Согласно пункту 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе, если иное не установлен Федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.05.1999 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных НУЖТ" обязанность по организации конкурса возлагается на государственного заказчика в лице федерального органа исполнительной власти, а также юридическое лицо, которому государственный заказчик на условиях договора передач часть своих функций по проведению конкурса.
Судом установлено, что Министерство здравоохранения Российской Федерации, являясь для санатория "Чемал" государственным заказчиком, не передавало ему часть своих функций по проведению конкурса. Следовательно, вывод суда о том. что бюджетное учреждение не вправе проводить конкурс среди поставщиков без специального поручения от государственного шказчика, правомерен.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что возложение обязанности заключения государственных контрактов на санаторий "Чемал" без проведения уполномоченным государственным органом конкурса на размещение государственного заказа на поставку товаров, является нарушением бюджетного законодательства.
Суд первой инстанции, признав пункт 7 оспариваемого представления недействительным, исходил из того, что заявитель не превысил нормы расхода угля на отопление и горячее водоснабжение для нужд санатория даже без учета спального корпуса N 1. Данный вывод сделан на основе заключения Региональной энергетической комиссии Республики Алтай.
Судом установлено, что оплата УГЛЯ ПО заключенным договорам произведена в пределах лимита, утвержденного Минздравом Российской Федерации и предусмотренного в бюджетных ассигнованиях. Поскольку завышения лимита на оплату угля не установлено, то довод кассационной жалобы о том, что происходило необоснованное списание угля несостоятельный.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, кассационная инстанция находит необоснованными, ранее они были проверены и оценены судом первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда и не содержат указаний о нарушении норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение от 02.07. 2004 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-2195/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 октября 2004 г. N Ф04-7272/2004(5374-А02-15)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании