Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 21 ноября 2005 г. N Ф04-4920/2005(17042-А27-26)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - ОАО "УК "Кузбассразрезуголь"), город Кемерово, обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области (далее - налоговый орган) о признании недействительными решения 18.03.2005 N 64, которым налогоплательщику доначислен транспортный налог в размере 2 674 413 рублей 62 копеек, пени в размере 49 209 рублей 19 копеек, штраф в сумме 2 312 621 рубль 12 копеек.
Заявленные требования мотивированы тем. что машины марки "БелАЗ" относятся к самоходным транспортным средствам, поэтому в соответствии со статьей 2 Закона Кемеровской области "О транспортном налоге" налогоплательщиком правомерно использована налоговая ставки в размере 7.5 рублей с каждой лошадиной силы.
Решением от 26.05.2005 Арбитражного суда Кемеровской области, заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным обжалуемое решение налогового органа от 18.03.2005 N 64.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.08.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новый акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Считает, что машины марки "БелАЗ" должны быть отнесены к грузовым автомобилям и облагаться налогом по ставке 51 рубль в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" решение первой и постановление апелляционной инстанций считает законными, обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отказе в удовлетворении кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" налоговой декларации по транспортному налогу за 2004 год.
По результатам проверки принято решение от 18.03.2005 N 64, согласно которому налогоплательщику доначислен транспортный налог в размере 2 674 413 рублей 62 копеек, пени в размере 49 209 рублей 19 копеек, штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату транспортного налога за 2004 год в результате неправильного его исчисления в сумме 2 312 621 рубля 12 копеек. Основанием к доначислению транспортного налога, соответствующих размеров налога и пеней за просрочку исполнения обязанности по уплате налога послужило неверное применение обществом при исчислении транспортного налога налоговой ставки в связи с отнесением автомобиля марки "БелАЗ" к категории самоходных машин, а не к категории грузовых автомобилей.
Несогласие с указанным решением налогового органа послужило основанием для обращения налогоплательщика с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что налогоплательщиком правильно определен тип транспортной средства "БелАЗ" как самоходной машины, правильно применена ставка в размере 7,5 рублей с каждой лошадиной силы в соответствии с пунктом 2 Закона Кемеровской области "О транспортном налоге", вследствие чего действия налогового органа по доначислению суммы транспортного налога и соответствующих пеней, неправомерны".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статья 2 Закона Кемеровской области "О транспортном налоге".
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление арбитражного суда, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
Согласно нормам главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации, транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Пункт 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации указывает, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, соответственно, в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Транспортный налог на территории Кемеровской области установлен и введен в действие Законом Кемеровской области N 95-03 от 28.11.2002 "О транспортном налоге".
На основании статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения транспортным налогом признаются, в том числе, автомобили, автобусы и другие самоходные машины на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Арбитражным судом правильно установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 938 от 12.08.1994 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения ГИБДД и органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (органы гостехнадзора).
Подразделения ГИБДД осуществляют регистрацию автотранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования. Органы гостехнадзора производят регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 километров в час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Согласно определению, данному в руководстве по эксплуатации, ОСТ 37.001.490-90, а также Межгосударственным стандартам, самосвал карьерный - самоходная колесная машина с открытой саморазгружающейся платформой, загружаемая внешними средствами, предназначенная для транспортирования вскрышных пород и полезных ископаемых на открытых горных разработках, а также грунта на строительстве, эксплуатирующаяся вне автомобильных дорог общего пользования.
Суд правомерно руководствовался ГОСТом 30537-97 "Самосвалы карьерные.
Общие технические условия", согласно которому карьерный самосвал "БелАЗ" является самоходной карьерной машиной, эксплуатирующейсявне автомобильных дорог общего пользования.
Из материалов дела видно, что имеющиеся у общества карьерные самосвалы "БелАЗ" используются на внутрикарьерных работах и не участвуют в дорожном движении по дорогам общего пользования.
Тип транспортного средства определяется в паспорте транспортного среде гаа (ПТС). Карьерные самосвалы БелАЗ регистрируются органами гостехнадзора с выдачей паспорта самоходной машины.
Учитывая изложенное, вывод арбитражного суда о необоснованности привлечения общества к налоговой ответственности и доначислении транспортного налога является правомерным.
Судом кассационной инстанции не принимается ссылка налогового органа на Краткий автомобильный справочник (НИИАТ, г. Москва, 1994 г.), отраслевую нормаль ОН 025 270-66 Минавтопрома СССР, введенную в действие в 1966 году.
Таким образом, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем представленным доказательствам, правомерно применил нормы материального и процессуального права, оснований для переоценки выводов суда, в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нет.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 26.05.2005 и постановление от 08.08.2005 апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9203/2005-6 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворений.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 ноября 2005 г. N Ф04-4920/2005(17042-А27-26)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании