Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 3 ноября 2005 г. N Ф04-7791/2005(16393-А27-30)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Сибирьтелеком" в лице регионального филиала "Электросвязь" Кемеровской области (далее - ОАО "Сибирьтелеком") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Департаменту социальной защиты Администрации Кемеровской области, Управлению социальной защиты населения администрации Промышленновского района о взыскании 188 692 рублей убытков, понесенных в связи с предоставлением в период с 01.01.2004 по 31.10.2004 услуг телефонной связи гражданам, имеющим льготы по оплате указанных услуг на основании Закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Исковые требования мотивированы ссылками на статьи 12, 15, 16, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции удовлетворил ходатайство истца об уточнении исковых требований, в результате чего истец просил взыскать убытки с Минфина Российской Федерации за счет казны Российской Федерации за период с 01.01.2004 по 31.10.2004 в сумме 182 600 рублей за предоставление услуг телефонной связи, 6086 рублей за предоставление услуг проводного вещания; за период с 01.11.2004 по 31.12.2004 в сумме 66 640 рублей за предоставление услуг телефонной связи, 1 980 рублей за предоставление услуг проводного вещания.
В качестве ответчика судом первой инстанции в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечен субъект Российской Федерации - Кемеровская область в лице Главного финансового управления Кемеровской области.
Решением от 10.05.2005 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.08.2005 того же суда, исковые требования удовлетворены частично. С Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации взыскано 31 746, 61 рублей убытков.
В остальной части иска отказано. В удовлетворении иска к Департаменту социальной защиты Администрации Кемеровской области и Управлению социальной защиты населения администрации Промышленновского района отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что на основании Закона Кемеровской области "Об областном бюджете на 2004 год" субсидии на реализацию Федерального Закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрены в составе доходов областного бюджета; причиной неполного возмещения истцу затрат по предоставлению льгот является недостаточное выделение средств для выплат компенсаций хозяйствующим субъектам затрат, возникающих в связи с реализацией норм федерального законодательства в статьях расходов средств федерального бюджета; поскольку Закон "Об областном бюджете на 2004 год" исполнен по данному виду расходов на 100 %. отсутствует вина финансового органа субъекта Российской Федерации: источником финансирования затрат истца в данном случае является федеральный бюджет.
В кассационной жалобе Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Кемеровской области, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального и процессуального права и на незаконность и необоснованность обжалуемых судебных актов, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель кассационной жалобы полагает, что судом не исследованы в полном объеме условия наступления ответственности в рамках статьей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации; Министерство финансов Российской Федерации никакого обязательства перед истцом не нарушило и никакой обязанности в силу закона не должно было исполнить; суд необоснованно включил НДС в сумму расходов, подлежащих взысканию по настоящему иску, поскольку сумму НДС необходимо вычитать из всей суммы фактически оказанных услуг, т.е. от суммы 308 212 рублей.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Сибирьтелеком" просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, как законные и обоснованные, по доводам, изложенным в отзыве.
Кассационная инстанция в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба подлежит частичному удовлетворению.
Как следует из материалов дела, истец в период с 01.01.2004 по 31.12.2004 предоставлял инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, льготы за пользование квартирным телефоном и радиотрансляционной сетью.
В связи с этим у истца образовалась задолженность по возмещению понесенных затрат при предоставлении льгот за пользование телефоном в сумме 295 246 рублей, за пользование радиотрансляционной сетью - 12 966 рублей.
Из них истцу компенсированы из бюджета расходы за пользование телефоном в сумме 46 140, 44 рублей, за пользование радиотрансляционной сетью - 6 361 рублей.
В связи с этим у истца образовалась задолженность по возмещению понесенных затрат при предоставлении льгот за пользование телефоном в сумме 249 105, 56 рублей, за пользование радиотрансляционной сетью - 6 605 рублей.
Считая указанные суммы убытками, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая возникший между сторонами спор, арбитражный суд правомерно посчитал требования истца подлежащими частичному удовлетворению.
Пунктом 12 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 установлено, что в случае предъявления юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.
Статья 28 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" устанавливает, что операторы связи обязаны предоставлять льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в размере 50% за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.
Согласно пункту 19 статьи 4 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к компетенции федеральных органов власти.
Статья 30 ФЗ "О связи", а также разработанные в 2000 г. Правила возмещения операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан (в редакции Постановления Правительства РФ от 10.02.2003 N 85) устанавливают, что расходы на реализацию льгот ветеранам и инвалидам, возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Суд на основании названных законов и Правил правомерно возместил за счет федерального бюджета оставшуюся часть непокрытых оператору связи (ОАО "Сибирьтелеком") расходов. Оснований считать неправильными выводы арбитражного суда о правомерности исковых требований у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку названные истцом обстоятельства подтверждены надлежащими доказательствами.
Возлагая ответственность за причиненные истцу убытки на Российскую Федерацию, арбитражный суд правомерно применил положения статей 15 и 16 Гражданского кодекса Российской Федерации,в соответствии с которыми убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате бездействия государственных органов или их должностных лиц, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, причем в этом случае от имени казны выступает соответствующий финансовый орган.
Ссылки подателя кассационной жалобы о том, что Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком нельзя признать обоснованными, поскольку государство имело финансовое обязательство перед операторами связи.
Что касается доводов заявителя жалобы о неверно произведенном расчете, то они обоснованны.
В соответствии со статьей 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Как установлено судом, в заявленную сумму расходов включен НДС, между тем, компенсация расходов, понесенных в связи с оказанием услуг льготным категориям потребителей, объектом налогообложения в силу положений статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации не является. Следовательно, истцом изначально неправильно была определена сумма понесенных истцом в 2004 году расходов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение для определения суммы убытков.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288 и статьями 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 10.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 22.08.2005 по делу N А27-30669/04-3 Арбитражного суда Кемеровской области отменить, направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 ноября 2005 г. N Ф04-7791/2005(16393-А27-30)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании