Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 8 ноября 2005 г. N Ф04-7832/2005(16431-А46-3)
(извлечение)
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска (далее - Инспекция ФНС РФ) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к закрытому акционерному обществу "Омскхлепродукт-Инвест" (далее - ЗАО "Омскхлепродукт-Инвест") о взыскании на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ 13 842, 4 руб. штрафа.
Решением от 14.06.2005 Арбитражного суда Омской области налоговому органу отказано в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском установленного статьей 115 Налогового кодекса РФ срока давности взыскания налоговых санкций.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось
В кассационной жалобе Инспекция ФНС РФ, ссылаясь на неправильное применение судом статьи 115 Налогового кодекса РФ, просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении заявленных ею требований по основаниям, изложенным в жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу ЗАО "Омскхлепродукт-Инвест" не представлен.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом при вынесении судебных актов норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 07.07.2004 ЗАО "Омскхлепродукт-Инвест" представило в Инспекцию ФНС РФ налоговую декларацию по земельному налогу за май 2004 года.
По результатам камеральной налоговой проверки казанной декларации, Инспекцией ФНС РФ составлено уведомление N 65 от 09.09.2004. в котором зафиксирован факт правонарушения и налогоплательщику предложено представить возражения по исчислению и уплате налога на землю.
По результатам рассмотрения материалов проверки Инспекцией ФНС РФ принято решение N 02-02-41/11825 от 29.09.2004 о привлечении ЗАО "Омскхлепродукт-Инвест" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, за неполную уплату земельного налога в виде штрафа в сумме 13 842, 4 руб.
На основании указанного решения в адрес налогоплательщика направлено требование N 303 от 05.10.2004 об уплате налоговой санкции. Неисполнение ЗАО "Омскхлепродукт-Инвест" данного требования в добровольном порядке в установленный в нем срок до 15.10.2004, послужило основанием для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании с него суммы штрафа в судебном порядке.
Отказывая Инспекции ФНС РФ в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Омской области исходил из того, что налоговый орган пропустил шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с заявлением о принудительном взыскании налоговых санкций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
В силу пункта 37 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 N 5 в тех случаях, когда Кодексом не предусматривается составление налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса РФ срок должен исчисляться со дня обнаружения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения.
Кассационная инстанция считает, что проверить правильность исчисления налога и установить факт уплаты или неуплаты налога в день представления налогоплательщиком декларации не представляется возможным. Для этого необходимо проведение налоговой проверки.
Из материалов дела следует, что 09.09.2004 была Инспекцией ФНС РФ проведена камеральная проверка представленной ЗАО "Омскхлепродукт-Инвест" налоговой декларации по земельному налогу за май 2004 года.
Как обоснованно указывает налоговый орган, обязанности составления акта по результатам проведения камеральной проверки законодательством не предусмотрено.
Вместе с тем, по результатам камеральной проверки Инспекцией ФНС РФ составлено уведомление N 65 от 09.09.2004, в котором зафиксирован факт вменяемого ЗАО "Омскхлепродукт-Инвест" правонарушения.
На основании вышеизложенного, арбитражный суд пришел к правильному выводу, что о совершении ЗАО "Омскхлепродукт-Инвест" налогового правонарушения Инспекции ФНС РФ стало известно в день проведения камеральной проверки и составления уведомления N 65, то есть - 09.09.2004. Следовательно, заявление о взыскании сумм налоговых санкций могло быть предъявлено в суд не позднее 09.03.2005.
Довод налогового органа относительно того, что моментом обнаружения правонарушения в данном случае следует считать день вручения уведомления налогоплательщику, поскольку факт обнаружения необходимо ставить в зависимость от извещения налогоплательщика о выявленном правонарушении, не основан на нормах действующего законодательства.
В связи с тем, что заявление о взыскании с ЗАО "Омскхлепродукт- Инвест" 13 842, 4 руб. штрафа датировано 11.03.2005, а поступило в Арбитражный суд Омской области 14.03.2005, вывод суда первой инстанции о пропуске Инспекцией ФНС РФ шестимесячного срока давности взыскания налоговых санкций, является обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 14.06.2005 Арбитражного суда Омской области по делу N 10-111/05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 ноября 2005 г. N Ф04-7832/2005(16431-А46-3)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании