Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 8 декабря 2005 г. N Ф04-8249/2005(17016-А45-29)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Сомрас" (далее по тексту - общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным постановления инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Новосибирска N ЛП-12-23/37 от 15.03.2005 о привлечении его к ответственности по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее о тексту - Кодекс) в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
В обоснование заявленных требований общество ссылается на то, что у налогового органа отсутствовали законные основания для привлечения его к административной ответственности, так как раздел "Б" представленных для проверки справок к грузовой таможенной декларации и товаротранспорной накладной содержит оттиск их печати. Решением от 23.08.2005 Арбитражного суда Новосибирской области требования общества удовлетворены, постановление Инспекции N ЛП-12-23/37 признано незаконным и отменено, поскольку представленные обществом на проверку документы признаны оформленными надлежащим образом.
В апелляционном порядке законность и обоснованность принятого по делу решения не проверялась.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятое арбитражным судом первой инстанции решение и принять новое решение об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
По мнению Инспекции, в связи с тем, что в п. 5 ст. 2 Федерального Закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" закреплено обязательное наличие у общества с данной организационно-правовой формой круглой печати, то отсутствие ее оттиска в разделе "Б" справок к грузовой таможенной декларации и товаротранспорной накладной, свидетельствует о реализации обществом алкогольной продукции без документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения ссылаясь на правильное применение арбитражным судом первой инстанции при вынесении решения норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия кассационной инстанции в соответствии со ст.ст. 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, и возражения, изложенные в отзыве на нее, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права при принятии решения не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, должностными лицами Инспекции проведена проверка деятельности общества на предмет соблюдения последним действующего законодательства в сфере оборота алкогольной продукции, путем приобретения 1 бутылки настойки горькой "Дарница с ароматом клюквы", емкостью 0,5 литра, дата розлива 13.07.2004, стоимостью 60 рублей, 1 бутылки коньяка "Старый город", емкостью 0,25 литра, производство ОАО "Московский винно-коньячный завод "КиН" дата розлива 30.08.2004, стоимостью 153 рублей, 1 бутылки вина красного полусладкого "Медвежья кровь", производство Болгария, емкостью 1 литр, дата розлива 01.03.2004, по цене 145 рублей в модульном магазине, расположенном ца ул. Невельского, д. 9 в г. Новосибирске, используемом обществом для осуществления деятельности.
По результатам проверки должностными лицами Инспекции 28.02.2005 составлен акт N ЛП-12-23/14 и 01.03.2005 протокол об административном правонарушении N ЛП-12-23/37, в которых зафиксирован факт реализации обществом алкогольной продукции с нарушением правил продажи алкогольной продукции, выразившегося в отсутствии в представленных справках к грузовой таможенной декларации и товаротранспорной накладной оттиска печати общества, что является нарушением абзаца 12 п. 6 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.1996 N 987.
Постановлением Инспекции от 15.03.2005 N ЛП-12-23/37 общество привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса в виде взыскания штрафа в размере 30 000 рублей.
Считая данное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене. Удовлетворяя требования общества, арбитражный суд исходил из того, что представленные обществом проверяющим лицам справки к грузовой таможенной декларации и товаротранспорной накладной оформлены надлежащим образом, поскольку в разделе "Б" статус общества подтвержден прямоугольным видом печати с указанием всех необходимых для контроля реквизитов.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со ст. 23.50 Кодекса органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.16 Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 28.3 Кодекса протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (далее по тексту - Положение), установлено, что Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полноты и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Пунктами 5.1.2, 5.1.3, 5.1.4, 5.2.1 пункта 5 Положения определена компетенция налогового органа, в соответствии с которой он осуществляет контроль за представлением деклараций об объемах производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; выделением и использованием квот на закупку этилового спирта, произведенного из пищевого и непищевого сырья; фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также выдачей лицензий на производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции; производство, розлив, хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции.
Часть 3 ст. 14.16 Кодекса предусматривает ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, проверка соблюдения которых, как усматривается из указанных выше пунктов Положения, не входит в полномочия налогового органа.
В соответствии со ст. ст. 23.3, 28.3 Кодекса право рассматривать дела об административных правонарушениях предусмотренных ч. 3 ст. 14.16 Кодекса входит в компетенцию органов внутренних дел.
Согласно ч. 3 ст. 26.2 Кодекса не допускается для подтверждения обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Из материалов дела следует, что в основу принятого Инспекцией решения о привлечении общества к ответственности легли обстоятельства, установленные должностными лицами налогового органа после контрольной закупки реализуемой обществом алкогольной продукции.
Нормами действующего на момент проверки Кодекса не предусмотрена возможность проведения должностными лицами Инспекции контрольных закупок, с целью выявления нарушений действующего законодательства.
Однако, в соответствии с п. 4 ст. 6, п. 1 ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" право на проведение проверочной закупки входит в компетенцию органов внутренних дел Российской Федерации.
Из мотивировочной части решения следует, что арбитражным судом первой инстанции не дана оценка акта N ЛП-12-23/14 от 28.02.2005, составленного по результатам контрольной закупки, на предмет наличия полномочий у должностных лиц налогового органа на проведение данного оперативного мероприятия и протокола оТ5 административном правонарушении N ЛП-12-23/37 от 01.03.2005 и постановления N ЛП-12-23/37 от 15.03.2005 на предмет наличия полномочий должностных лиц налогового органа на их составление.
Не смотря на то, что арбитражным судом при проверки законности и обоснованности решения административного органа о привлечении к административной ответственности не проверено наличие соответствующих полномочий административного органа принявшего оспариваемое решение и наличие законных оснований для привлечения к административной ответственности, судебная коллегия кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятого судом решения, так как данные обстоятельства не повлияли на принятие правильного решения о признании постановления Инспекции N ЛП-12-23/37 от 15.03.2005 незаконным.
Нарушений норм процессуального права при принятии решения не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 23.08.2005 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-6956/05-36/342 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 декабря 2005 г. N Ф04-8249/2005(17016-А45-29)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании