Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 28 ноября 2005 г. N Ф04-8465/2005(17275-А75-37)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Тюменьэнерго" (далее - ОАО "Тюменьэнерго", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре (далее - налоговый орган) о признании незаконными действий по начислению пени по налогу на пользователей автомобильных дорог и обязании налогового органа исключить из состава задолженности ОАО "Тюменьэнерго" пени по указанному налогу в сумме 9 179 901,78 руб.
Заявленные требования мотивированы тем, что налоговым законодательством сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не были установлены.
Решением от 25.05.2005 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа, заявленные требования удовлетворены. Действия налогового органа, выразившиеся в начислении пени по налогу на пользователей автомобильных дорог, уплачиваемому в территориальный дорожный фонд в сумме 9 179 901,78 руб.
признаны незаконными, как несоответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.08.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты.
Полагает, что начисление пени является правомерным, так как законодательством Российской Федерации (действовавшем в 2000 году) установлены все элементы налога на пользователей автомобильных дорог, а законом Ханты - Мансийского автономного округа от 13.03.2000 N 15-03 определен лишь порядок формирования и использования средств территориального дорожного фонда Ханты - Мансийского автономного округа. Кроме этого, установленная законодательством Российской Федерации о налогах и сборах обязанность по уплате налога на пользователей автомобильных дорог подлежит исполнению вне зависимости от последующего распределения платежей по фондам.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что ОАО "Тюменьэнерго" обратилось в налоговый орган с заявлением от 09.11.2004 N 39/03-835 о возврате налога на прибыль в размере 6 930 430 рублей и 799 156 рублей.
Налоговый орган в ответе от 16.12.2004 N 09/10871 отказал ОАО "Тюменьэнерго" в возврате указанных сумм.
Основанием к отказу в возврате налогов послужило наличие у ОАО "Тюменьэнерго" задолженности в виде пени по налогу на пользователей автомобильных дорог, зачисляемых в территориальный дорожный фонд Ханты- Мансийского автономного округа - Югры в размере 8 450 072, 78 руб.
Начисление пени подтверждается актом сверки расчетов по платежам в бюджет N 1332 от 10.12.2004, составленному между ОАО "Тюменьэнерго" и налоговым органом за период с 01.01.2004 по 30.11.2004, согласно которому за ОАО "Тюменьэнерго" числится задолженность по указанному налогу в размере пени 9 179 901,78 руб.
Не согласившись с действиями налогового органа по начислению пени ОАО "Тюменьэнерго" оспорило их в судебном порядке, полагая, что срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не был установлен вследствие чего начисление пени по нему невозможно.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая действия налогового органа недействительным суд первой и апелляционной инстанций указали, что начисление Обществу пени по налогу на пользователей автомобильных дорог ответчиком произведено незаконно, так как согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты налога в более поздние по сравнению установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление арбитражного суда, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
Налог на пользователей автомобильных дорог установлен Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 2 указанного Закона налог перечисляется каждым плательщиком раздельно на счета федерального дорожного фонда Российской Федерации и территориальных дорожных фондов. Средства налога зачисляются в федеральный бюджет и в территориальные бюджеты.
Согласно пункту 2 статьи 6 данного Закона уплата налога производится в сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации .
Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации утвержден Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 2235-1 от 23.02.1992.
Согласно указанному Порядку налог на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации исчисляется и уплачивается ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.
Кассационная инстанция считает, что, удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции правомерно исходили из того, что срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, предусмотренный пунктом 10 Порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации, в связи с приостановлением действия Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 2235-1 от 23.01.1992 с 01.01.2001 по 01.01.2003 применению не подлежит.
До принятия Федерального закона N 110-ФЗ от 24.07.2002 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" такой срок не предусматривался. Статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации начисление пеней связывает с нарушением законодательно установленного срока уплаты налога, таким образом, начисление пеней могло иметь место лишь на недоимку, сложившуюся по состоянию на 15.01.2003.
Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 13.03.2000 года N 15-03 "О порядке формирования и использования средств территориального дорожного фонда Ханты-мансийского автономного округа" срок уплаты налога на пользователей автодорог не установлен.
Суд первой и апелляционной инстанции правомерно указал, что, поскольку сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный фонд не установлены в предусмотренном законодательством порядке, начисление налоговым органом пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд является незаконным.
Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что начисление пеней за период с 01.01.2004 по 30.11.2004 года за неуплату налога на пользователей автомобильных дорог неправомерно.
Учитывая, что выводы суда основаны на достоверно установленных фактических обстоятельствах дела и соответствуют действующим нормам материального права, оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
При таких обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы нельзя признать состоятельными, так как они опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства. Каких-либо нарушений норм процессуального, влекущих отмену или изменение принятых по делу решения и постановления, судом не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 25.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 11.08.2005 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-4907/05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 ноября 2005 г. N Ф04-8465/2005(17275-А75-37)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании