Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 7 декабря 2005 г. N Ф04-1284/2005(17682-А27-15)
(извлечение)
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по Заводскому и Новоильинскому районам г. Новокузнецка (далее - налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к государственному унитарному предприятию "Кузнецкий центр восточного научно-исследовательского углехимического института" (далее - Предприятие) о взыскании налоговых санкций в размере 1 685 руб. за нарушение срока представления налоговой декларации по сбору на нужды образовательных учреждений за 3 месяца 2003 года.
Решением от 03.12.2004 налоговому органу во взыскании штрафных санкций отказано со ссылкой на то, что за отчетный период по сбору на нужды образовательных учреждений представляется не налоговая декларация, а расчет авансового платежа.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.03.2005 решение суда отменено, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Отменяя решение суда, кассационная инстанция указала, что по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев календарного года и календарного года по сбору на нужды образовательных учреждений налогоплательщик представляет налоговые декларации, форма которых установлена пунктом 3 статьи 7 Закона Кемеровской области от 05.11.2002 N 80-03 "Об отмене налога с продаж и введении сбора на нужды образовательных учреждений, взимаемого с юридических лиц на территории Кемеровской области". Указанная форма содержит все элементы, на которые имеется ссылка в статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, за нарушение сроков представления деклараций по итогам указанных периодов налогоплательщика можно привлечь к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении решением от 16.06.2005 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на их неправомерность.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.08.2005 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Считает, что закон Кемеровской области от 29.05.2003 N 28-03 улучшает положение налогоплательщиков тем, что предоставляет право отчитываться в налоговом органе не каждый месяц, а раз в квартал и в более поздние сроки. Поэтому указанный закон имеет обратную силу и распространяет свое действие на отношения, возникшие и имевшие место до его издания и вступления в силу. Полагает, что налогоплательщик обязан был представить в налоговый орган налоговую декларацию по сбору на нужды образовательных учреждений за 1 квартал 2003 года. Просит принять новый судебный акт.
Отзыв на кассационную жалобу от государственного унитарного предприятия "Кузнецкий центр восточного научно-исследовательского углехимического института" в суд не поступил.
Проверив законность и обоснованность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения камеральной проверки налогоплательщика выявлен факт нарушения налогового законодательства, выразившийся в несвоевременном представлении налоговой декларации по сбору на нужды образовательных учреждений за 1 квартал 2003 года.
По результатам проверки заместителем руководителя налогового органа было вынесено решение от 19.04.2004 N 10823 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации по сбору на нужды образовательных учреждений за 3 месяца 2003 года в налоговый орган по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока представления такой декларации в виде штрафа в размере 30% от суммы налога, подлежащего уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный и неполный месяц, начиная со 181-го дня, что составляет 1 685 руб.
В добровольном порядке требование от 21.04.2004 N 999 об уплате налоговой санкции в срок до 07.05.2004 не исполнено, что послужило поводом для обращения налогового органа в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обеих инстанций пришел к правильному выводу об отсутствии у налогоплательщика обязанности по предоставлению в налоговый орган налоговой декларации за 1 квартал 2003 года.
Данный вывод соответствует действовавшей в спорный период редакции статьи 5 Закона Кемеровской области от 05.11.2002 N 80-03 "Об отмене налога с продаж и о введении сбора на нужды образовательных учреждений, взимаемого с юридических лиц, на территории Кемеровской области" (далее - Закон N 80-03), согласно которой отчетным периодом по сбору признавался календарный месяц, по истечении которого плательщики сбора обязаны представить в налоговый орган декларацию.
При этом суд апелляционной инстанции правильно указал, что Закон Кемеровской области от 29.05.2003 N 28-03 "О внесении изменений в закон Кемеровской области от 05.11.2002 N 80-03 "Об отмене налога с продаж и о введении сбора на нужды образовательных учреждений, взимаемого с юридических лиц, на территории Кемеровской области" (далее - Закон N 28-03), установивший обязанность плательщиков сбора по представлению деклараций по истечении первого квартала, полугодия и девяти месяцев календарного года, вступил в силу со дня официального опубликования - 01.06.2003.
Следовательно, как правильно отметил суд, обязанность по представлению декларации по сбору на нужды образовательных учреждений по итогам квартала может быть распространена только на отношения, возникшие после вступления в силу закона Кемеровской области от 29.05.2003 N 28-03.
Довод кассационной жалобы об улучшении положения плательщиков сбора введением в действие Закона N 28-03, в связи с чем он имеет обратную силу, был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получил надлежащую оценку и обоснованно отклонен.
Исходя из изложенного, суд обеих инстанций обоснованно указал, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для привлечения предприятия к налоговой ответственности за несвоевременное представление декларации по сбору на нужды образовательных учреждений за 1 квартал 2003 года.
Таким образом, вывод суда первой и апелляционной инстанций соответствует нормам права и обстоятельствам дела.
Нарушений судом норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 16.06.2005 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление апелляционной инстанции от 17.08.2005 по делу N А27-23780/04-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 декабря 2005 г. N Ф04-1284/2005(17682-А27-15)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании