Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 24 ноября 2005 г. N Ф04-8467/2005(17266-А75-19)
(извлечение)
Государственное учреждение "Нефтеюганский лесхоз" (далее - ГУ "Нефтеюганский лесхоз") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 28.12.2004 N 03/2073 в части начисления налога на прибыль в сумме 4 669 839 руб., пени в сумме 2 105 787 руб. 80 коп. и штрафа в сумме 933 967 руб. 80 коп; налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 189 090 руб., пени в сумме 117 994 руб. 37 коп. и штрафа в сумме 933 967 руб. 80 коп.; единого социального налога в сумме 380 492 руб. 68 коп., соответствующих сумм пени и штрафа в сумме 76 098 руб. 54 коп.; штрафа по пункту 1 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 5 000 руб.; пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 10 519 руб. 10 коп.
Решением от 25.05.2005 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.08.2005, заявленные ГУ "Нефтеюганский лесхоз" требования удовлетворены в части признании недействительным решения налогового органа от 28.12.2004 N 03/2073 о начислении налога на прибыль в сумме 4 669 839 руб., пени в сумме 2 105 787 руб. 80 коп. и штрафа в сумме 933 967 руб. 80 коп.; налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 189 090 руб., пени в сумме 117 994 руб. 37 коп. и штрафа в сумме 933 967 руб. 80 коп.; штрафа в сумме 5 000 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций в части признания недействительным решения налогового органа о начислении налога на прибыль, налога на пользователей автомобильных дорог, привлечения к налоговой ответственности за неуплату данных налогов, а также за грубое нарушение правил учета доходов расходов, и принять новый судебный акт.
По мнению налогового органа, полученные ГУ "Нефтеюганский лесхоз" доходы от оказания платных услуг, подлежит налогообложению налогом на прибыль и налогом на пользователей автомобильных дорог, поэтому налогоплательщику обоснованно начислены указанные налоги, пени и штрафные санкции.
В отзыве на кассационную жалобу ГУ "Нефтеюганский лесхоз" утверждает, что проверка его деятельности проведена как коммерческого предприятия без учета статей 44, 63, 75, 104, 108 Лесного кодекса Российской Федерации и статей 39, 251 и 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители инспекции поддержали доводы кассационной жалобы, представители ГУ "Нефтеюганский лесхоз" - доводы отзыва.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекция повела выездную налоговую проверку соблюдения ГУ "Нефтеюганский лесхоз" налогового законодательства за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, по результатам которой приняла решение N 03/2073 от 28.12.2004, оспариваемое налогоплательщиком в части начисления налога на прибыль в сумме 4 669 839 руб., пени в сумме 2 105 787 руб. 80 коп. и штрафа в сумме 933 967 руб. 80 коп; налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 189 090 руб., пени в сумме 117 994 руб. 37 коп. и штрафа в сумме 933 967 руб. 80 коп.; единого социального налога в сумме 380 492 руб. 68 коп., соответствующих сумм пени и штрафа в сумме 76 098 руб. 54 коп.; штрафа по пункту 1 статьи 120 Налогового кодекса Российской федерации в сумме 5 000 руб.; пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 10 519 руб. 10 коп.
Удовлетворяя требования заявителя о признании недействительным решения налогового органа от 28.12.2004 N 03/2073 в части взыскания налога на прибыль и налога на пользователей автомобильных дорог, пеней и штрафов по этим налогам, арбитражный суд сделал вывод о том, что ГУ "Нефтеюганский лесхоз" не обязан уплатчивать названные налоги, поскольку является государственным учреждением, осуществляющим государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, его деятельность по ведению лесного хозяйства не подпадает под признаки предпринимательской деятельности; средства получены от реализации имущества, осуществления операций по реализации древесины от рубок ухода за лесом и оказания платных услуг, относящихся к основной деятельности лесхоза, поэтому являются бюджетным финансированием и их расходование возможно только по целевому назначению.
Данные выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права.
В силу статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации ГУ "Нефтеюганский лесхоз" является плательщиком налога на прибыль.
Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
В статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации приведен перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы. В указанном перечне не названы доходы, полученные от реализации имущества,осуществления операций по реализации древесины от рубок ухода за лесом и оказания платных услуг.
Средства, полученные лесхозом от реализации имущества, осуществления операций по реализации древесины от рубок ухода за лесом и оказания платных услуг, не относятся к целевому бюджетному финансированию, понятие которого дано в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации в доходах бюджетов учитываются предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Указанные доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 2 названной статьи определено, что доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации в смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.
Таким образом, при определении налоговой базы налога на прибыль не учитываются доходы, полученные бюджетным учреждением из бюджета, а не доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах Российской Федерации" объектом обложения налогом на пользователей автомобильных дорог является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг).
Упомянутым Законом N 1759-1 также не предусмотрено освобождение лесхозов от уплаты этого налога и исключение выручки, полученной от реализации имущества, осуществления операций по реализации древесины от рубок ухода за лесом и оказания платных услуг от налогообложения, следовательно, выручка от этой деятельности подлежит обложению налогом на пользователей автомобильных дорог.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции в обжалуемой инспекцией части подлежит отмене, а дело в указанной части направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении арбитражному суду необходимо устранить отмеченные нарушения, проверить размер начисленных налоговым органом сумм налогов на прибыль и на пользователей автомобильных дорог, штрафных санкций и пеней по этим налогам; обоснованность привлечения заявителя к налоговой ответственности по статье 120 Налогового кодекса Российской Федерации, а также наличие указанных в статьях 112 и 114 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельств, смягчающих ответственность.
Учитывая изложенное руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 25.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 08.08.2005 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-3671/2005 отменить в части признания недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 28.12.2004 N 03/2073 в части начисления налога на прибыль в сумме 4 669 839 руб., пени в сумме 2 105 787 руб. 80 коп. и штрафа в сумме 933 967 руб. 80 коп.; налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 189 090 руб., пени в сумме 117 994 руб. 37 коп. и штрафа в сумме 933 967 руб. 80 коп.; начисления штрафа в сумме 5 000 руб.
В указанной части дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.
В остальной части решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 ноября 2005 г. N Ф04-8467/2005(17266-А75-19)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании