Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 ноября 2005 г. N Ф04-506/2005(16659-А27-33)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - ОАО УК "Кузбассразрезуголь", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения N 138 от 11.06.2004 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области (правопредшественник Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по г. Кемерово, далее - налоговая инспекция) о доначислении транспортного налога в размере 10649603,3 руб., пени в размере 631160 руб. и взыскании штрафа в размере 2129920,66 руб.
Заявленные требования мотивированы тем, при исчислении транспортного налога за 2003 год общество обоснованно применило ставки налога, установленные для иных самоходных машин, а не для категории грузовых автомобилей.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 29.10.2004 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 21.02.2005 решение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 11.05.2005, оставленным постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 25.07.2005 без изменения, требования общества вновь удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, просит состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает вынесенные по делу судебные акты законными и обоснованными, по основаниям, указанным в отзыве.
Просит решение от 11.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 25.07.2005 Арбитражного суда Кемеровской области оставить без изменения, кассационную жалобу налоговой инспекции - без удовлетворения.
Доводы кассационной жалобы и отзыва на нее представителями сторон поддержаны в судебном заседании.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации по транспортному налогу за 2003 год. По результатам проверки 11.06.2004 налоговой инспекцией вынесено решение N 138 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 2129920,66 руб. Одновременно данным ненормативным актом налогоплательщику доначислена к уплате в бюджет недоимка по транспортному налогу в сумме 10649603,3 руб. и 631160,30 руб. пени.
Основанием для вынесения указанного решения послужило, по мнению налоговой инспекции, то обстоятельство, что ОАО УК "Кузбассразрез"голь" в нарушение требований статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 2 Закона Кемеровской области "О транспортном налоге" N 95-03 от 28.11.2002, Инструкции по заполнению налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 18.03.2003 N БГ-3-21/125 при исчислении суммы транспортного налога за 2003 год неверно применило ставку налога вследствие неправильного определения объекта налогообложения, а именно: отнесло самосвалы марки БелАЗ к самоходным машинам, а не к грузовым автомобилям.
Несогласие с указанным решением налогового органа послужило основанием для обращения налогоплательщика с настоящим заявлением в суд.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление арбитражного суда, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
Согласно нормам главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской федерации.
Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Пункт 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации указывает, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Транспортный налог на территории Кемеровской области установлен и введен в действие Законом Кемеровской области N 95-03 от 28.11.2002 "О транспортном налоге".
На основании статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения транспортным налогом признаются в том числе автомобили, автобусы и другие самоходные машины на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Арбитражным судом правильно установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 938 от 12.08.1994 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения ГИБДД и органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (органы гостехнадзора).
Подразделения ГИБДД осуществляют регистрацию автотранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования. Органы гостехнадзора производят регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 километров в час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Согласно определению, данному в руководстве по эксплуатации, ОСТ 37.001.490- 90, а также Межгосударственным стандартам самосвал карьерный - самоходная колесная машина с открытой саморазгружающейся платформой, загружаемая внешними средствами, предназначенная для транспортирования вскрышных пород и полезных ископаемых на открытых горных разработках, а также грунта на строительстве, эксплуатирующаяся вне автомобильных дорог общего пользования.
Приведенный судом ОСТ 37.001.490-90 согласуется с ГОСТом 30537-97 "Самосвалы карьерные. Общие технические условия", согласно которому карьерный самосвал "БелАЗ" является самоходной карьерной машиной, эксплуатирующейся вне автомобильных дорог общего пользования.
В материалах дела имеются паспорта самоходных машин, выданные государственной инспекцией гостехнадзора, где БелАЗы зарегистрированы в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 938 от 12.08.1994г., как внедорожные и карьерные самосвалы.
Суд, принимая решение, правомерно не принял во внимание ссылку налоговой инспекции на Краткий автомобильный справочник, "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте" РЗ112194-0366-03, утвержденные 29.04.2003 Минтрансом Российской Федерации, поскольку данные документы не являются нормативными актами, классифицирующими транспортные средства.
Таким образом, принимая решения, суд правомерно установил, что владельцы самоходных машин, включая мототранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования (в том числе автомобили БелАз) являются плательщиками налога с владельцев транспортных средств по налоговым ставкам в размере 7,5 руб. с каждой лошадиной силы в соответствии с пунктом 2 Закона Кемеровской области N 95-03 от 28.11.2002 "О транспортном налоге".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статья 2 Закона Кемеровской области N 95-03 от 28.11.2002 "О транспортном налоге"
Кассационная инстанция считает данный вывод правильным, поскольку он подтвержден материалами дела, основан на правильном применении судом норм материального и процессуального права.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенном по делу судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 11.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 25.07.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-13550/04-2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 ноября 2005 г. N Ф04-506/2005(16659-А27-33)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании