Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 16 ноября 2005 г. N Ф04-5943/2005(16959-А75-24)
(извлечение)
Государственное учреждение Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу- Югре (далее ФСС РФ по ХМАО) обратилось с требованием о включении в первую очередь реестра требований кредиторов должника суммы капитализированных платежей в размере 12 111 365 рублей 76 копеек.
Определением от 25.07.2005 требования ФСС РФ по ХМАО по капитализированным платежам в сумме 12 111 365 рублей 76 копеек включены в реестр требований кредиторов ЗАО "Севернефтепереработка" в составе первой очереди.
Принятое определение мотивировано тем, что расчет суммы капитализированных платежей обоснованно произведен ФСС РФ по ХМАО на основании Методики расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, утвержденной постановлением ФСС РФ от 31.07.2001 N 72 (далее - Методика).
В апелляционной инстанции законность и обоснованность определения не проверялись.
Конкурсный управляющий ЗАО "Севернефтепереработка" А.В. Котельников с определением не согласен, в кассационной жалобе просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Заявитель считает, что судом неправильно применены нормы материального права, а именно: положения статьи 135 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), а также положения Методики, не подлежащей применению в части использования повышающих коэффициентов для расчета капитализации повременных платежей, поскольку они противоречат данной статье.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Согласно положениям статей 64, 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидируемое юридическое лицо обязано удовлетворить требования граждан, перед которым оно признано ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей.
Решением от 17.01.2005 ЗАО "Севернефтепереработка" признано несостоятельным банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство сроком на один год. Конкурсным управляющим утвержден А.В. Котельников.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Севернефтепереработка" зарегистрировано в качестве страхователя по месту нахождения ФСС РФ по ХМАО регистрационной номер 86150000385, дата регистрации 02.03.1995.
Согласно акту о несчастном случае на производстве от 14.08.2000 N 2, приказу по ФСС РФ по ХМАО о назначении страховых выплат от 28.04.2005 N 666-в Е.О. Рублева является получателем страхового обеспечения в связи с несчастным случаем, произошедшим на производстве должника.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" при ликвидации страхователя - юридического лица последний обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863 "Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
При рассмотрении заявления ФСС РФ по ХМАО арбитражный суд в соответствии со статьями 100, 135, пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве проверил обоснованность предъявленного требования к должнику, а также расчет размера капитализированных платежей в общей сумме 12 111 365 рублей 76 копеек, произведенный в соответствии с Методикой, разработанной на основании вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации, и сделал обоснованный вывод о включении данной суммы в реестр требований кредиторов в составе первой очереди.
Суд кассационной инстанции считает доводы жалобы конкурсного управляющего о неправильном применении норм материального права в части неправомерного применения Методики при расчете капитализированных платежей необоснованными и подлежащими отклонению.
В силу пункта 3 статьи 135 Закона о банкротстве требование гражданина к должнику в сумме капитализированных платежей с его согласия переходят к Российской Федерации. При этом к Российской Федерации также переходят обязательства по возмещению вреда здоровью потерпевшего, которые впоследствии исполняются Российской Федерацией в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ.
Фонд социального страхования Российской Федерации, являясь специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляет средствами государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Обязанность аккумулирования капитализированных платежей возложена на фонд законом.
С учетом этого, а также исходя из природы возникших отношений, связанных с возмещением в порядке обязательного страхования вреда, причиненного работникам должника, предъявление отделением фонда, выступающим в качестве страховщика и осуществляющим выплаты по социальному страхованию, к такому должнику от имени Российской Федерации требования по уплате капитализированных платежей следует признать правильным.
При указанных обстоятельствах часть 1 статьи 135 Закона о банкротстве не может применяться без учета законодательства, регулирующего отношения по возмещению вреда здоровью работника в порядке обязательного социального страхования, поскольку капитализация платежей, перечисляемых на счет отделения фонда, производится с целью резервирования средств на будущее и направлена на обеспечение прав и законных интересов граждан, перед которыми должник несет ответственность за возмещение вреда.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела, которым дана оценка судом первой инстанции. Правовые основания для переоценки обстоятельств у суда кассационной инстанции отсутствуют, так как статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлены пределы рассмотрения дела в кассационной инстанции.
На основании вышеизложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при принятии определения арбитражный суд не допустил нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта в порядке статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение от 25.07.2005 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-1517/05 оставить без изменения, кассационную жалобу конкурсного управляющего закрытого акционерного общества "Севернефтепереработка" А.В. Котельникова - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно ст.64 ГК РФ ликвидируемое юридическое лицо обязано удовлетворить требования граждан, перед которым оно признано ответственным за вред, причиненный жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей.
По мнению арбитражного управляющего, положения использованной органами ФСС РФ методики расчета капитализированных платежей противоречат нормам ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в части использования повышающих коэффициентов.
Однако, суд указал, что органами ФСС РФ правильно произведен расчет капитализированных платежей.
Согласно ФЗ от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" при ликвидации страхователя - юридического лица, последний обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством РФ.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 17.11.2000 N 863 "Об утверждении Порядка внесения в ФСС РФ капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Суд отметил, что расчет суммы платежей произведен органами ФСС РФ согласно Методики, разработанной на основании вышеуказанного Постановления Правительства РФ.
Суд указал, что ФСС РФ управляет средствами государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а обязанность аккумулирования капитализированных платежей возложена на ФСС РФ законом.
Суд пришел к выводу о том, что требования по уплате капитализированных платежей от имени РФ к должнику правомерны.
Кроме того, суд отметил, что ч.1 ст.135 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не может применяться без учета законодательства, регулирующего отношения по возмещению вреда здоровью работника в порядке обязательного социального страхования.
Поэтому суд поддержал позицию органов ФСС РФ, определение суда оставил без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы арбитражного управляющего отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 ноября 2005 г. N Ф04-5943/2005(16959-А75-24)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании