Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 ноября 2005 г. N Ф04-8144/2005(16752-А03-26)
(извлечение)
Алтайское краевое государственное унитарное предприятие "Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости" (далее - ЛКГУП "Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости"), город Барнаул, обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Алтайскому краю, город Барнаул, о признании незаконным, с учетом уточненных заявленных требований, решения Комиссии по аккредитации организаций инвентаризации но Алтайскому краю об отказе в аккредитации на осуществление технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, оформленное протоколом заседания Комиссии по аккредитации организаций технической инвентаризации по Алтайскому краю от 02.02.2005; о признании недействительными уведомления 3 07-38 от 08.02.2005 и приказа N 4-р от 03.02.2005 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Алтайскому краю; об обязании Комиссии по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации по Алтайскому краю принять решение об аккредитации АКГУП "Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости" в качестве организации технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Алтайского края, оформив его соответствующим протоколом заседания комиссии: об обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Алтайскому краю утвердить приказом решение Комиссии об аккредитации заявителя.
Решением от 24.06.2005 арбитражного суда, оставленным без изменения постановлением от 08.09.2005 апелляционной инстанции, заявленные требования удовлетворены.
Суд пришел к выводу, что АКГУП "Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости" соответствует критериям, предъявляемым к организации для ее аккредитации, предусмотренным пунктом 2.1 Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства от 05.04.2005 N 70.
В кассационной жалобе Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Алтайскому краю, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, выразившееся в применении закона, не подлежащего применению, и в неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение первой и постановление апелляционной инстанций отменить и прекратить производство по делу.
Полагает, что суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, применил Положение об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденное приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 05.04.2005 N 70, которого не существовало на момент принятия Комиссией по аккредитации обжалуемою решения. Таким образом, судом применен нормативный правовой акт не подлежащий применению.
Указывает, что АКГУП "Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости" не обращалось в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Алтайскому краю с заявлением об аккредитации данного предприятия в качестве организации технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, в соответствии с Положением от 05.04.2005 N 70, следовательно и не нарушались права и законные интересы предприятия.
Не соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о том, что Положение об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденное приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 05.04.2005 N 70 является новой редакцией Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности. утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 19.10.2004 N 281.
В отзыве на кассационную жалобу АКГУП "Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости", считая судебные акты законными и обоснованными, просит оставить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Полагает, что замена в Постановлении Правительства Российской Федерации N 141 от 19.03.2005 и Положении словосочетаний "объекты градостроительной деятельности" на "объекты капитального строительства" не поменяло существа регулируемых отношений указанными нормативными актами.
Заслушав в судебном заседании представителя ответчика, поддержавшего доводы, изложенные в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отказе в удовлетворении кассационной жалобы.
Материалами дела установлено, что 19.11.2004 АКГУП "Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости" обратилось в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Алтайскому краю с заявлением об аккредитации на проведение технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности.
Решением Комиссии по аккредитации организаций технической инвентаризации по Алтайскому краю от 07.12.2004 (протокол N 2). утвержденным приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Алтайскому краю N 55-р от 08.12.2004 предприятию отказано в аккредитации на выполнение работ по технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности на территории Алтайского края. Отказ мотивирован тем, что не представлены полные данные по выполнению требований Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 к ведению и содержанию архива.
14.01.2005, после устранения указанных в решении Комиссии недостатков, АКГУП "Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости" повторно обратилось с заявлением об аккредитации.
Уведомлением N 07-38 от 08.02.2005 Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Алтайскому краю известило предприятие о том, что решением Комиссии по аккредитации организаций технической инвентаризации Алтайского края от 02.02.2005 (протокол N 3), утвержденным приказом Управления Роснедвижимости по Алтайскому краю от 03.02.2005 N 4-р, отказано в аккредитации на выполнение работ по технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности на территории Алтайского края по причине несоответствия предприятия требованиям Положения, предъявляемым к организации для ее аккредитации. Указано, что в представленных материалах отсутствует опись архива, в том числе, учетно-техническая и правоустанавливающая документация, подтверждающая ведение архива.
На запрос АКГУП "Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости" от 14.02.2005 N 50 о предоставлении решения Комиссии о г 02.02.2005 и приказа от 03.02.2005 ответа получено не было.
Считая отказ в аккредитации недействительным. нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, АКГУП "Алтайский центрземельного кадастра и недвижимости" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Порядок аккредитации организаций технической инвентаризации установлен Положением об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, разработанным на основании Постановления Правительства Российской Федерации N 477 от 10.09.2004.
Пунктом 2.1 Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства установлены требования, предъявляемые к организации для ее аккредитации: регистрация организации в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечение организацией обслуживания физических и юридических лиц не менее чем 6 дней в неделю, включая субботу и (или) воскресенье; наличие у организации возможности ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда Российской Федерации" и от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства", а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации; наличие у организации помещения на весь период аккредитации, но не менее чем на один год. позволяющего обеспечить размещение сотрудников аккредитируемой организации и ее архива; наличие у организации возможное и соблюдения требований по подготовке и хранению технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации; наличие оборудования, позволяющего осуществлять деятельность по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Как установлено судебными инстанциями и видно из материалов дела, АКГУП "Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости" зарегистрирован в качестве юридического лица в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно Уставу данного предприятия, предметом его деятельности является осуществление технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности на территории Алтайского края, а также исполнение в процессе своей деятельности иных обязанностей, установленных для организаций, осуществляющих техническую инвентаризацию, законодательством Российской Федерации. Для осуществления градостроительной деятельности оно имеет обеспечение обслуживания физических и юридических лиц 6 дней в неделю, имеет обеспечение ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию. Также имеет на территории Алтайского края помещения, позволяющие обеспечить размещение сотрудников организации и ее архива, а также специальное оборудование, позволяющее осуществлять деятельность по технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности.
Таким образом, вывод судебных инстанций о том, что АКГУП "Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости" соответствуют требованиям, предъявляемым к организации для ее аккредитации, является обоснованным.
Судом апелляционной инстанции правомерно не принял довод Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Алтайскому краю о применении нормативного правового акта, не подлежащего применению, исходя из следующего.
На момент отказа предприятию в аккредитации и его обращения в арбитражный суд, действовало Положение об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, утвержденное приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 19.10.2004 N 281 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2004 N 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности".
Постановлением Правительства Российской Федерации N 141 19.03.2005 "О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности" в Постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2004 N 477 внесены изменения, а именно: в наименовании Постановления и в пункте 2 подпункта "а" слова "градостроительной деятельности" заменены словами "капитального строительства".
Подпункт "б" пункта 2 изложен в следующей редакции: "б) до принятия нормативных правовых актов, определяющих порядок ведения государственного учета, технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют организации (охраны), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, устанавливаемым Министерством экономического развития торговли Российской Федерации, по правилам, утверждаемым указанным Министерством".
Во исполнение указанного Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2004 N 477, с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2005 N 141, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации 05.04.2005 вынесен приказ N 70 лОб утверждении Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства".
Кассационная инстанция поддерживает вывод арбитражного суда апелляционной инстанции о том, что Положение об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации капитального строительства является новой редакцией прежнего Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности.
Пунктом 2 приказа от 05.04.2005 N 70, установлено, что организации, аккредитованные до вступления его в силу, осуществляют техническую инвентаризацию объектов капитального строительства на основании свидетельств об аккредитации организаций технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, выданных Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости или его территориальными органами, с соблюдением требований Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции считает, что суд первой и апелляционной инстанций правильно применив нормы материального и процессуального права, пришел к обоснованному выводу о неправомерном отказе предприятию в аккредитации на осуществление технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности. Выводы судебных актов соответствуют материалам дела и представленным доказательствам. Оснований для переоценки данных выводов, в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция не имеет.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 24.06.2005 и постановление от 08.09.2005 апелляционной инстанции Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-2277/05-20 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 ноября 2005 г. N Ф04-8144/2005(16752-А03-26)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании