Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 22 декабря 2005 г. N Ф04-8590/2005(17420-А27-20)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Сбытэнерго" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с иском к МКП "Управляющая компания "Прокопьевские угольные системы", Администрации г. Прокопьевска (далее - Администрация), Финансовому Управлению г. Прокопьевска, при участии третьего лица - Региональной энергетической комиссии Кемеровской области о взыскании 7 823 217, 55 руб. задолженности за поставку электроэнергии (с учетом уменьшения размера исковых требований, осуществленным в предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядке).
До принятия решения по существу суд в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел замену ответчика - МКП "Управляющая компания "Прокопьевские угольные системы", правопреемником - МУП "Управляющая компания "Прокопьевские коммунальные системы" (далее - Предприятие).
Решением от 30.06.2005 исковые требования к МУП "Управляющая компания "Прокопьевские коммунальные системы" удовлетворены.
В иске к Администрации г.Прокопьевска, Финансовому управлению г. Прокопьевска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.08.2005 решение суда отменено.
Принято новое решение - об отказе в иске полностью.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятое постановление.
По мнению заявителя, при рассмотрении дела суд неверно применил нормы материального и процессуального права, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Апелляционная инстанция суда не приняла во внимание то обстоятельство, что до 30.10.2004 структурные подразделения Предприятия являлись юридическими лицами, в том числе и теплоснабжающие хозяйства. Договоры на энергоснабжение были заключены с ними. Не учла, что установленные Региональной энергетической комиссией Кемеровской области тарифы являются обязательными для применения энергоснабжающими организациями.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация считает доводы кассационной жалобы неправомерными, а обжалуемое постановление - законным и обоснованным.
Финансовое Управление г. Прокопьевска находит доводы кассационной жалобы необоснованными и подлежащими отклонению, а обжалуемый судебный акт - законным.
Представители ООО "Сбытэнерго" в заседании суда кассационной инстанции поддержали доводы кассационной жалобы и просили отменить обжалуемый судебный акт. При этом пояснили, что применению подлежат тарифы для иных организаций, поэтому просили оставить решение суда без изменения.
Представители Администрации в судебном заседании просили оставить обжалуемое постановление без изменения.
Представители Предприятия в судебном заседании кассационной инстанции просили отклонить доводы кассационной жалобы.
Представители Региональной энергетической комиссии Кемеровской области в заседании суда кассационной инстанции просил отменить постановление суда апелляционной инстанции, поскольку применение различных тарифов к структурным подразделениям Предприятия не должно применяться.
Рассмотрев материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает их подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела, между Обществом и Предприятием было заключено соглашение от 05.01.2004, в соответствии с которым Предприятие приняло на себя обязательства по оплате Обществу с 01.01.2004 текущего потребления электроэнергии структурными подразделениями на период подготовки документов для заключения сторонами договора на отпуск электроэнергии.
В соответствии с п.2 приложения N 1 к постановлению Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 29.05.2003 N 39 в период с 01.06.2003 по 31.12.2003 для потребителей группы "предприятия жилищно- коммунального хозяйства" установлен тариф по оплате электроэнергии равный 78 коп./кВтч.
В последующем постановлении Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 16.12.2003 N 180 с 01.01.2004 группа потребителей "предприятия жилищно-коммунального хозяйства" не была выделена, в связи с чем оплата электроэнергии должна была производиться указанными предприятиями по тарифам, установленным Региональной энергетической комиссией для соответствующей группы потребителей.
Суд установил, что с 01.01.2004 абонентом произведена оплата потребленной электроэнергии по тарифу "прочие потребители" в диапазоне низкое и среднее потребление, за исключением структурных подразделений - Рудничное тепловое хозяйство и Прокопьевское теплоснабжающее хозяйство, оплата потребленной электроэнергии за которые произведена по тарифу, предусмотренному для бюджетных потребителей (86 коп./кВтч.).
Полагая необоснованным применение по структурным подразделениям названного тарифа, Общество обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности, составляющей разницу за период времени с 01.01.2004 по 01.12.2004.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что Предприятие вследствие своей организационно-правовой формы, предусматривающей коммерческий характер деятельности, не может быть отнесено к бюджетным потребителям.
Апелляционная инстанция, исследовав материалы дела и доводы сторон, на основании анализа статьи 5 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", п. 23 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации N 226 от 02.04.2002 пришла к выводу, что Предприятие при оплате поставленной Рудничному тепловому хозяйству и Прокопьевскому теплоснабжающему хозяйству электроэнергии обоснованно применила тариф, предусмотренный для бюджетных организаций.
Суд кассационной инстанции считает, что суд первой инстанции, установив неправильное применение тарифов при расчетах истца и ответчика, неправомерно взыскал заявленную сумму и сделал выводы, не соответствующие обстоятельствам дела.
Суд не дал надлежащей оценки обстоятельству, к какой категории потребителей относится ответчик в соответствии со статьей 120 Гражданского Кодекса Российской Федерации, п.5.5 и п. 16 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденном Постановлением ФЭК Российской Федерации от 31.07.2002 N 49-э/8, статьями 161, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, не дано надлежащей оценки подписанному сторонами акту сверки (т.3,л.д. 130).
Суд апелляционной инстанции, согласившись с доводами ответчика, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в иске, сделал выводы, не соответствующие обстоятельствам дела. В частности, считая, что ответчик должен платить как бюджетное учреждение, не учел, что ответчиком платежи были произведены по тарифу "прочие потребители".
Суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо с учетом изложенного и доводов истца, ответчика установить, к какой категории потребителей электроэнергии относится ответчик, и с учетом материалов дела и взаимоотношений сторон принять судебный акт.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
Решение от 30.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 29.08.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-1911/05-3 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 декабря 2005 г. N Ф04-8590/2005(17420-А27-20)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании