Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 27 января 2006 г. N Ф04-10038/2005(18907-А45-23)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Нидан-Фудс" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Новосибирска (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 24.01.2005 N 548 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 18 697 824, 46 руб. и обязать Инспекцию устранить допущенные нарушения путем возмещения (возврата) НДС по налоговой декларации за август 2004 года в сумме 18 697 824, 46 руб., а также признать незаконным бездействие Инспекции, выразившееся в непринятии решения о возврате 1 670 089, 54 руб. и обязать Инспекцию устранить допущенные нарушения путем возмещения (возврата) НДС по налоговой декларации путем возмещения (возврата) НДС по налоговой декларации за август 2004 года в сумме 1 670 089, 54 руб.
Решением суда от 02.06.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.09.2005 заявленные требования удовлетворены.
документов, отсутствие товаро-транспортных документов не отрицают самого факта совершенной сделки.
Налоговым органом не представлены безусловные доказательства отсутствия у налогоплательщика права на налоговые вычеты, заявленные им в декларации за август 2004 года.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям:
- в нарушение требований Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ, Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Министерства финансов России N 119н от 28.12.2001 товарные накладные и приходные ордера составлены с нарушениями, без указания обязательных реквизитов;
- налогоплательщиком не представлены в Инспекцию товарно-транспортные накладные, свидетельствующие о доставке товара на склад покупателя;
- Обществом на проверку в Инспекцию представлены счета-фактуры N N ЭЛ00000183, 184, 185, 186, 191, 188, 190, 196, 194, 195, 198, 201, 202, 221, 226, 228 без подтверждения факта оплаты. Платежные поручения N N 373, 2056, 375, 2068, 7, 377, 79, 60, 61, 2079, 82, 381, 2102, 98, 385, 2117, 121, 387, 2131, 2422, 435, 2427, подтверждающие оплату указанных счетов-фактур были представлены только в суд первой инстанции;
- счета-фактуры, выставленные ООО "Элком", были подписаны ненадлежащим лицом - Саркисянц И.М., а руководителем и главным бухгалтером являлось другое лицо-Герасимова Е.П.;
- в платежных поручениях указан только договор, на основании которого осуществлена оплата, и отсутствуют ссылки на другую необходимую информации.
Инспекция считает, что Обществом неправомерно оприходован товар по дефектным документам. В совокупности доказательств налоговый орган считает, что налогоплательщик не доказал право на налоговый вычет.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы кассационной жалобы.
Представители налогоплательщика отклонили доводы кассационной жалобы и просили оставить судебные акты без изменения.
Обществом представлен в материалы дела отзыв с возражениями на доводы кассационной жалобы.
Кассационная инстанция поверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, не находит оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Обществом в Инспекцию представлена налоговая декларация по НДС за налоговый период май 2004 года.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по НДС за август 2004 года.
Решением от 24.01.2005 N 548 Инспекция отказала Обществу в возмещении НДС в сумме 18 697 824,46 руб.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда первой и апелляционной инстанций о неправомерном отказе в возмещении НДС исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.
Пунктом 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотренные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат только суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику и уплачены им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно подпунктам 13, 14 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российской Федерации, в счете-фактуре указывается страна происхождения и номер грузовой таможенной декларации (ГТД). Налогоплательщик, реализующий указанные товары несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых счетах фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах.
В августе 2004 года поставка товара в адрес Общества производилась в том числе по договорам, заключенным с поставщиками: ООО "Ависта", ООО "Элком", ООО "Рос - Элби", ООО "Галакс".
Как установлено судом обеих инстанций передача товара от поставщиков производилась непосредственно на складе получателя товара - Общества - транспортными средствами поставщика, что явилось причиной непредставления транспортных накладных Обществом. По соглашению сторон транспортные услуги включались в стоимость товара.
Требования к оформлению организациями документов, подтверждающих совершение хозяйственных операций, установлены статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Согласно данной статье все хозяйственные операции должны оформляться первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать указанные в пункте 2 указанной статьи обязательные реквизиты.
В случае неисполнения налогоплательщиком требования Федерального закона "О бухгалтерском учете" он не может быть привлечен к ответственности по нормам Налогового кодекса Российской Федерации, так как данный Закон не входит в состав законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, доводы Инспекции о необоснованном принятии к учету товаров по приходным ордерам, составленным в нарушение требований законодательства о бухгалтерском учете, не являются основанием считать товар неполученным. Кроме того, указанные нарушения допущены не по всем приходным ордерам и в материалы дела представлены складские справки - приложение к приходному складскому ордеру с подписью кладовщика и печатью Общества, свидетельствующие о поступлении товара на склад Общества.
Доводам Инспекции в отношении отсутствия ссылок в платежных документах на соответствующие счета-фактуры судом первой и апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Инспекцией не оспаривается сам факт оплаты Обществом поставленной продукции на основании договоров, на которые имеется ссылка в платежном поручении. Неуказание в платежном документе по какому конкретному счету-фактуре произведен платеж не является отрицанием самого факта оплаты. В доказательство оплаты товара по счетам-фактурам по спорному периоду налогоплательщиком представлены акты сверки расчетов, из которых следует, что задолженность за поставленную продукцию отсутствует. Инспекцией доводы налогоплательщика не опровергнуты.
Доводы Инспекции о том, что акты сверки расчетов и некоторые счета-фактуры были представлены Обществом в суд первой инстанции также не являются основанием для отрицания факта оплаты и отказа для предоставления налогового вычета.
В силу абзаца 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. Инспекцией не истребованы в рамках камеральной проверки исправленные документы, налогоплательщик представил их в судебное заседание.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" представленные доказательства не могут признаваться не имеющими отношения к рассматриваемому делу только потому, что не рассматривались налоговым органом.
Доводам Инспекции о том, что счета-фактуры, выставленные на оплату ООО "Элком", были подписаны ненадлежащим лицом судом обеих инстанций дана оценка.
Суд установил, что согласно представленному в материалы дела решению N 2 от 21.04.2004 генеральным директором и главным бухгалтером ООО "Элком" является Саркисянц И.М., в соответствии с приказом N 1 от 21.04.2004.Следовательно, счета-фактуры, выставленные на оплату ООО "Элком", подписаны надлежащим лицом и у суда кассационной инстанции нет оснований для переоценки установленного судом факта.
Из письма Инспекции ФНС N 27 г. Москвы от 13.12.2005 следует, что 21.09.2004 ООО "Элком" обратилось в ИФНС России N 27 г. Москвы с заявлением по форме Р14001 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГОРЮЛ) сведений, касающихся руководителя, с приложением к заявлению необходимых документов, подтверждающих досрочное прекращении полномочий единоличного исполнительного органа ООО "Элком", и избранием иного лица на указанную должность. Доказательством представления указанного заявления является расписка, выданная представителю ООО "Элком" от 21.09.204 вх.N 11448. Причиной невнесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ явилась разработка нового программного обеспечения, касающегося изменения порядка ведения ЕГРЮЛ.
Доказательства невозможности проведения встречной налоговой проверки ООО "Элком" Инспекцией не представлены. Из письма ИФНС N 27 по г. Москве от 04.07.2005 N 20-12/10364 следует только о невозможности связаться с ООО "Элком" по телефонам, известным Инспекции, и что последняя налоговая отчетность (не нулевая) представлена ООО "Элком" на 01.10.2004.
Исходя из изложенного следует, что судом первой и апелляционной инстанций дана надлежащая оценка всем доводам, приведенным в кассационной жалобе и у суда кассационной инстанции нет оснований для переоценки выводов суда и отмены судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 02.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 28.09.2005 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-6999/05-3/287 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 января 2006 г. N Ф04-10038/2005(18907-А45-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании