Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 29 ноября 2004 г. N Ф04-7805/2004(5998-А45-34)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Куйбышевский гортоп" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Новосибирской области (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения налогового органа от 16.10.2003 N 62 о доначислении налога на добавленную стоимость, а также начислении пеней и привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 17.05.2004 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В порядке апелляционного производства законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе, налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда от 17.05.2004, принять новый судебный акт - отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению налогового органа средства, полученные на покрытие убытков (дотации), относятся к прочим доходам и должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения суда, изучив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Из материалов дела следует, что по результатам выездной налоговой проверки Открытого акционерного общества "Куйбышевский гортоп" за период с 01.01.2000 по 31.12.2002 составлен акт от 18.09.2003 N 62, на основании которого принято решение от 16.10.2003 N 62 о доначислении налогов и пеней, а также о привлечении к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решение налогового органа от 16.10.2003 о доначислении налога на добавленную стоимость, пеней, а также взыскания штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации принято по тем основаниям, что Общество в 2000-2002 занижало налогооблагаемую базу для начисления налога на добавленную стоимость, а именно: в 2000 в нарушение пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от 06.12.1991 N 1992-1 не исчислило налог на добавленную стоимость со средств, полученных на возмещение разницы в цене между отпускной (льготной) и государственной регулируемой в сумме 304 785 руб.; в нарушение пункта 2 статьи 154, подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации не включило в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость дотацию, полученную на возмещение разницы между государственной регулируемой и отпускной (льготной) ценой за 2001 в сумме 3 766 042 руб., за 2001 - 4 595 749 руб. В результате чего, неуплата налога на добавленную стоимость составила 1 698 708 руб., в том числе: 2000 - 304 785 руб., 2001 - 628 815 руб., 2002 - 766 108 руб.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Судом установлено, что Общество в проверяемый период обеспечивало население твердым бытовым топливом (углем), что является основным его видом деятельности.
Согласно "Перечню продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239, твердое топливо, реализуемое населению, относится к товарам, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен.
В соответствии с постановлением главы администрации Новосибирской области от 24.02.1999 N 112 и от 28.06.2000 N 537 цена на уголь, реализуемый населению, подлежит государственному регулированию в форме установления нормируемой цены.
Как установлено судом, Новосибирская область в течение проверяемого периода выделяла дотации Обществу за счет областного бюджета, направленные на покрытие убытков, образовавшихся у этих организаций в связи с отрицательной разницей в цене по углю, реализуемому населению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" облагаемый налогом оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), исходя из применяемых цен и тарифов, без включения в них налога на добавленную стоимость.
В облагаемый оборот включаются также любые получаемые предприятиями денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на добавленную стоимость является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
При реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная, исходя из фактических цен их реализации (пункт 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации).
Всесторонне и полно исследовав доказательства по делу, принимая во внимание названные нормы налогового законодательства, суд сделал правильный вывод, что Общество, являясь получателем бюджетных средств в виде дотаций на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, правомерно не включал их в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимостьв проверяемый период, поскольку закон фактически исключает полученные бюджетные дотации из объекта обложения налогом на добавленную стоимость, так как цена реализации не учитывает сумму дотации.
Кроме того, в пункте 33.2 "Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость", разработанных ИМНС РФ и утвержденных Приказом от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, прямо указано, что суммы дотаций не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки данных выводов суда относительно названных обстоятельств дела в силу статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет.
Отсутствуют нарушения норм материального и процессуального права.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статья 289 АПК РФ
Решение от 17.05.2004 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-20553/03-СА9/845 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 ноября 2004 г. N Ф04-7805/2004(5998-А45-34)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании