Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 4 августа 2004 г. N Ф04-5404/2004(А81-3373-26)
(извлечение)
Руководитель инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по г. Надыму 23.12.2003 вынес постановление N 39 о взыскании с муниципального предприятия "Завиток" налога, пени и штрафа в общей сумме 32 551 руб. 71 коп.
Данное постановление было направлено для исполнения судебному приставу-исполнителю, которым 4.02.2004 было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 843/03-04. В ходе исполнения было установлено, что муниципальное предприятие "Завиток" находится в процессе ликвидации, функции ликвидатора которого выполняет ликвидационная комиссия.
5.03.2004 судебным приставом-исполнителем Л.В. Тойдугановой было вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с ликвидацией организации-должника и передачи исполнительного документа на основании статьи 61 Закона Российской Федерации "Об исполнительном производстве" ликвидационной комиссии.
Считая данное постановление незаконным, налоговый орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением от 30.04.2004 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа в удовлетворении требований налогового органа было отказано. Суд мотивировал данный вывод тем, что отношения при ликвидации предприятия в случае банкротства и отношения при добровольной ликвидации предприятия сходны, поэтому применена аналогия закона. Передав исполнительный документ ликвидационной комиссии, судебный пристав-исполнитель лишился возможности продолжения исполнительного производства, так как оно могло возбуждаться и производиться только в рамках исполнительного производства на основании исполнительных документов.
В апелляционную инстанцию решение сторонами не было обжаловано.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить состоявшееся по делу решение и принять новое, поскольку основания окончания исполнительного производства изложены в статье 27 Федерального закона "Об исполнительном производстве". В данном случае оснований для вынесения постановления об окончании исполнительного производства не было.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Проверив в соответствии с требованиями статьей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Материалами дела установлено, что исполнительный лист по делу был направлен в ликвидационную комиссию, что не оспаривается налоговым органом.
Исходя из положений статьи 61-65 Гражданского Кодекса Российской Федерации, ликвидация юридического лица осуществляется ликвидационной комиссией, которая выполняет обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации за счет денежных средств указанной организации, в том числе, полученных от реализации имущества.
Закон "Об исполнительном производстве" в данном случае применим быть не может, поскольку удовлетворение имущественных требований кредиторов в ходе ликвидации осуществляется в особом порядке.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительное производство оканчивается : фактическим исполнением исполнительного документа; возвращением исполнительного документа без исполнения по требованию суда или другого органа, выдавшего документ, либо взыскателя; возвращением исполнительного документа по основаниям, указанным в статье 26 настоящего Федерального закона; направлением исполнительного документа в организацию для единовременного или периодического удержания из заработка (дохода) должника; направлением исполнительного документа из одной службы судебных приставов или одного подразделения в другие; прекращением исполнительного производства.
Статья 61 названного закона регулирует порядок обращения взыскания при реорганизации и ликвидации должника-организации. В соответствии с пунктом 2 названной статьи, в случае ликвидации должника-организации исполнительные документы, находящиеся у судебного пристава-исполнителя, передаются ликвидационной комиссии (ликвидатору) для исполнения.
Направление исполнительного листа в ликвидационную комиссию является основанием для включения ликвидационной комиссией, содержащихся в нем требований, в реестр требований кредиторов. Налоговым органом не оспаривается законность передачи исполнительного листа в ликвидационную комиссию.
Передав в установленном порядке документ в ликвидационную комиссию организации должника, суд пришел к выводу, что у судебного пристава-исполнителя отпали основания для дальнейшего исполнения исполнительного документа. Применив аналогию закона, поскольку ликвидация предприятия в случае банкротства и добровольная ликвидация сходны, суд правомерно пришел к выводу о возможности вынесения постановления об окончании исполнительного производства.
Это следует из положений статей 88 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и статьи 126 Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)".
Кассационная инстанция считает данный вывод правомерным. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права, в связи с чем, кассационная жалоба налогового органа оставлена без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 30.04.2004 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-967/2021А-04 оставить без изменения, кассационную жалобу удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 августа 2004 г. N Ф04-5404/2004(А81-3373-26)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании