Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 9 августа 2004 г. N Ф04/3937-620/А70-2004
(извлечение)
По заявлению открытого акционерного общества "Топливно-заправочная компания "Рощино-ГСМ" Арбитражный суд Тюменской области определением от 14.02.2002 ввел процедуру наблюдения открытого акционерного общества "Тюменские авиалинии".
Определением суда первой инстанции от 20.05.2002 применена процедура внешнего управления. Решением арбитражного суда от 22.01.2004 должник признан банкротом, открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден Клыков Александр Николаевич.
Арбитражный суд первой инстанции определением от 28.05.2004 признал требование государственного учреждения "Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" (далее - Фонд социального страхования) в сумме 148 984 144 рублей 79 копеек подлежащим включению в первую очередь реестра требований должника. На основании статей 71, 134, 135 Федерального закона о банкротстве суд признал Фонд социального страхования кредитором первой очереди.
В суд апелляционной инстанции определение суда первой инстанции не обжаловалось.
Конкурсный управляющий ОАО "Тюменские авиалинии" в кассационной жалобе просит изменить определение суда первой инстанции в части определения очередности требований Фонда социального страхования в четвертую очередь реестра требований кредиторов должника.
Заявитель кассационной жалобы считает, что поскольку кредитор является внебюджетным фондом (статья 11 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 13, 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации) его требования представляют обязательный платеж, рассчитанный исходя из страхового тарифа. Вследствие этого делает вывод о том, что требования, вытекающие из отношений по выплате капитализированных платежей, заявленные не гражданами, а Фондом социального страхования не могут быть включены в первую очередь реестра требований кредиторов.
По мнению заявителя, применение судом норм Федерального закона о банкротстве 2002 года по существу не повлекло принятие неправильного судебного акта в части размера и существа требования кредитора.
В судебном заседании представитель конкурсного управляющего ОАО "Тюменские авиалинии" поддержал требование кассационной жалобы об изменении судебного акта.
Фонд социального страхования в отзыве отклонил доводы жалобы о неправильном определении очередности его требования, согласен с определением суда.
Проверив законность постановления суда апелляционной инстанции, правильность применения норм права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы конкурсного управляющего.
Как видно из представленных материалов дела, в ходе процедуры конкурсного производства ОАО "Тюменские авиалинии", введенной по нормам Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", с жалобой на действия конкурсного управляющего обратился Фонд социального страхования.
В жалобе заявитель просил включить в первую очередь реестра требований кредиторов должника требование в сумме 148 984 144 рублей 79 копеек капитализированных страховых выплат, которые производились гражданам Абайдуллину Р.Х., Акименко Н.Е., Архипову В.А., Буекасу СИ., Веселову В.Н., Витвицкому В.Л., Грачеву СВ., Гусеву В.С, Денисову В.К., Дмитриеву А.В., Жаркову В.Ю., Ильючику И.М., Кайдалову Н.Н., Кахтенко В.Д., Климову Н.М., Ковалеву Н.Н., Козлову В.А., Козлову С.А., Кузьмину Л.Б., Курякину В.Ф., Лебедеву Н.А., Литвинову А.В., Мавлютову Ф.Ш., Маурину В.В., Мельнику А.Ф., Мигилеву А.И., Михалеву В.П., Моргуну В.Г., Мошенскому А.В., Никитину Г.Е., Новиковой Т.А., Овсянникову Ф.И., Пасынкееву В.А., Першину В.П., Петрову А.Н., Петрову В.Г., Политову В.В., Прасолову В.П., Пунько Н.С., Разуваеву В.В., Рахманову Н.К., Рогову В.П., Рожневу В.А., Семенчукову В.Р., Сулейманову Ш.Г., Табатчикову Ю.И., Трофимову Л.А., Филиппову А.М., Шевалье Л.Л., Юшкову А.С, а также Коровина А.Г., Романовского Г.Г., Черемисиной И.А., как пострадавшим в результате профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производстве, и Рассохиной Т.А. в связи с потерей кормильца.
Учитывая возбуждение производства по делу о банкротстве должника до вступления в силу Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в соответствии с пунктом 3 статьи 233 этого Федерального закона конкурсное производство должно быть проведено с применением норм Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Согласно статье 107 Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на момент принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, подлежащих выплате гражданину до достижения им возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет.
При наличии согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации. В этом случае обязательства должника перед гражданином по выплате повременных платежей переходят к Российской Федерации и исполняются Российской Федерацией в соответствии с федеральным законом и в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по осязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863.
По существу на рассмотрение суда передано разрешение разногласий, возникших между кредитором (Фондом социального страхования) и конкурсным управляющим при установлении очередности требований к должнику. Установление размера требований кредиторов при проведении конкурсного производства в соответствии со статьей 114 Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", производится в порядке, предусмотренном статьями 46, 75 Федерального закона.
Исходя из указанных норм, требование кредитора должно вытекать из обязательств должника, исполнение которых предусмотрено нормами закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом страхователь уплачивает страховщику страховой взнос, рассчитанный исходя их страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска (статьи 4, 21, 22 этого Федерального закона).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Страховщик аккумулирует капитализированные платежи (пункт 10 статьи 18 названного Закона) в случае ликвидации страхователя, которые последний обязан внести в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 23 Закона). За счет обязательных страховых взносов страхователей, а также капитализированных платежей, поступивших при их ликвидации, формируются средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (статья 20 Закона).
Из анализа указанных норм следует, что Фонд социального страхования является органом, который от имени государства принимает на себя обязательство выплачивать гражданину соответствующие платежи, вследствие чего занимает его место в первой очереди реестра требований кредиторов должника.
Следовательно, довод конкурсного управляющего ОАО "Тюменские авиалинии" об отнесении требований Фонда социального страхования в четвертую очередь реестра требований кредиторов должника является неправильным. Кассационная жалоба заявителя об отмене определения суда первой инстанции подлежит отклонению.
Неточное указание номеров статей Федерального закона о банкротстве не привело к принятию неправильного по существу судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение суда первой инстанции от 28.05.2004 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-77/3-2002 оставить без изменения, кассационную жалобу конкурсного управляющего открытым акционерным обществом "Тюменские авиалинии" Клыкова Александра Николаевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 августа 2004 г. N Ф04/3937-620/А70-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании