Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 13 января 2005 г. N Ф04-9234/2004(7503-А46-19)
(извлечение)
Предприниматель Ковыляева Л.Н. обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Центральному административному округу г. Омска (далее - Инспекция) от 30.06.2003 N 09-18/8048 в части предложения уплатить единый социальный налог в сумме 22 418,29 руб.
Решением суда первой инстанции от 25.08.2004 требования предпринимателя Ковыляевой Л.Н. удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебный акт и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления предпринимателя Ковыляевой Л.Н.
По мнению налогового органа, предпринимателю Ковыляевой Л.Н. правомерно определена налоговая база по единому социальному налогу за 2002 год, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации, изложенной в редакции Закона Российской Федерации от 31.12.2001 N 198-ФЗ, налоговая база определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировала доводы Инспекции и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по единому социальному налогу за 2002 год, по результатам которой принято решение от 30.06.2003 N 09-18/8048 об отказе в привлечении предпринимателя Ковыляевой Л.Н. к налоговой ответственности, но предложено уплатить единый социальный налог в сумме 22 418,29 руб.
Основанием для начисления налога послужил вывод Инспекции о том, что предприниматель Ковыляева Л.Н. в нарушении пункта 3 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерно определила налоговую базу исходя из стоимости патента.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил, что в оспариваемый период Ковыляева Л.Н., являясь субъектом малого предпринимательства, применяла упрощенную систему налогообложения.
Принимая решение о признании недействительным оспариваемого налогоплательщиком ненормативного акта, суд первой инстанции исходил из того, что согласно статье 236 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции Закона Российской Федерации от 05.08.2000 N 118-ФЗ, для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", вступившим в силу с 01.01.2002, для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объект налогообложения определяется как валовая выручка, определяемая в соответствии с Законом Российской Федерации "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" с учетом положений пункта 3 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из части 1 статьи 9 Закона Российской Федерации "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" следует, что в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 11 от 19.06.2003, ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства, может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности.
Поэтому новая норма налогового законодательства не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования на основании абзаца второго части первой статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Норма абзаца второго части первой статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" направлена на регулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение указанного периода стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них.
Поскольку внесенные Законом Российской Федерации от 31.12.2001 N 198-ФЗ изменения, возлагают на предпринимателя Ковыляевой Л.Н. дополнительные налоговые обязательства до истечения первых четырех лет ее деятельности, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования налогоплательщика.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 25.08.2004 по делу N 3-546/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 января 2005 г. N Ф04-9234/2004(7503-А46-19)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании