Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 3 августа 2005 г. N Ф04-4924/2005(13523-А27-33)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Завод железобетонных изделий" (далее ОАО "Завод ЖБИ", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (далее - налоговая инспекция) от 15.06.2004 N 101 о взыскании налога (сбора), пени за счет имущества налогоплательщика, постановления налоговой инспекции N 98 от 15.06.2004 о взыскании налога (сбора), пени за счет имущества налогоплательщика, а также о признании частично недействительными требований об уплате налога N 80234 от 29.01.2004 и N 90985 от 15.04.2004.
Заявленные требования мотивированы тем, что требование об уплате налога N 91167 от 18.04.2004, ссылка на которое имеется в обжалуемом решении N 101, налогоплательщику не направлялось.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 30.03.2005, оставленным постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 25.03.2005 без изменения, заявленные требования удовлетворены частично. Признаны недействительными решение налоговой инспекции N 101 от 15.06.2004 и постановление N 98 от 15.06.2004. В остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поддержанной представителем в судебном заседании, налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, просит состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований.
Отзыв на кассационную жалобу до начало слушания дела ОАО "Завод ЖБИ" не представило.
Судом в порядке, предусмотренном статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с осуществленной реорганизацией произведена замена ответчика - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово на ее правопреемника - Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Кемерово.
Кассационная инстанция в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения норм материального и процессуального права арбитражным судом, и исходя из доводов жалобы, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, в связи с наличием у ОАО "Завод ЖБИ" недоимки по налогам и задолженности по пеням за несвоевременную уплату налогов налоговой инспекцией 15.06.2004 приняты обжалуемые решение и постановление о взыскании налога, пени за счет имущества налогоплательщика в пределах сумм, указанных в неисполненных требованиях об уплате налога и пени N 80234 от 29.01.2004, N 90985 от 15.04.2004, N 91167 от 14.04.2004.
Общая сумма налога составила 1469769,65 руб., пени - 1126858,17 руб., всего - 2596627,82 руб.
Полагая, что действия налоговой инспекции нарушают его права как налогоплательщика, ОАО "Завод ЖБИ" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без удовлетворения кассационную жалобу налоговой инспекции, исходит из установленных судом материалов дела и следующих норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Исходя из пунктов 1 и 4 статьи 69 НК РФ, требованием об уплате налога является письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. В соответствии со статьей 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления последнего срока уплаты налога либо в течение десяти дней с даты вынесения решения по результатам проведенной проверки.
Положениями пунктов 1 - 3 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 НК РФ.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента, как это установлено пунктом 7 статьи 46 НК РФ, или отсутствии информации о счетах налогоплательщика или налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 НК РФ.
На основании статей 69, 70, 101 НК РФ, таким образом, выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и направлено на понуждение налогоплательщик к перечислению денежных средств во исполнение решения налогового органа.
Взыскание налога - длящийся процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями 46 и 47 НК РФ.
В силу требований подпункта 1 пункта 1 статьи 32, статей 108 и 109 НК РФ действия налогового органа по принудительному взысканию недоимок в бюджет должны быть обоснованными и законным, основываться на нормах действующего законодательства. Данные требования относятся как к порядку доначисления к уплате сумм налогов и сборов, так и к процедуре их принудительного взыскания.
Установив, что требование об уплате налога N 91167 от 18.04.2004, ссылка на которое имеется в обжалуемом решении N 101 от 15.06.2004, налогоплательщику не направлялось, суд правомерно установил, что решение налоговой инспекции от 15.06.2004 N 101 о взыскании налога (сбора), пени за счет имущества налогоплательщика, а также постановление от 15.06.2004 N 98 о взыскании налога (сбора), пени за счет имущества налогоплательщика вынесены с нарушением условий, указанных в пункте 7 статьи 46 НК РФ, пункта 1 статьи 47 НК РФ.
Кассационная инстанция считает данный вывод правомерным, поскольку он подтвержден материалами дела, основан на правильном применении судом норм материального и процессуального права.
В то же время, кассационная инстанция считает ошибочным вывод суда о том, что согласно статьям 46, 47 НК РФ инкассовые поручения, выставленные на расчетные счета Общества, на момент вынесения решения и постановления о взыскании недоимки за счет имущества, должны быть отозваны из банка, так как НК РФ не предусматривает обязанность налогового органа отзывать инкассовые поручения, направленные в кредитные учреждения для взыскания задолженности по налогам за счет денежных средств налогоплательщика-организации, перед принятием решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации.
В соответствии с частью 2 статьи 4 НК РФ Министерство Российской Федерации по налогам и сборам издает для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.04.2003 был утвержден Порядок направления требования об уплате налога, вынесения решения о взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов)-организации или налогового агента-организации на счетах в банках и решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 03.09.2003 N АС-3-29/486 в пункт 12 Порядка, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.04.2003, внесено изменение, которое предусматривает, что в случае принятия решения об обращении взыскания на имущество налоговый орган доводит до банка решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и приостанавливает действие инкассовых поручений в отношении счетов, по которым не были приостановлены операции.
Исходя из положений пунктов 2.2 и 2.8 Порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов, утвержденного совместным Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства юстиции Российской Федерации от 25.07.2000 N ВГ-3-10/265/215, возможность двойного взыскания задолженности по налогам исключена.
Однако ошибочный в данной части вывод суда не привел к принятию неправильного решения.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 26.11.2004 и постановление апелляционной инстанции от 25.03.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-19541/2004-2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 августа 2005 г. N Ф04-4924/2005(13523-А27-33)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании