Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 15 марта 2005 г. N Ф04-1038/2005(9234-А67-3)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Томскстройтранс" (далее - ОАО "Томскстройтранс") обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании недействительным постановления инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Томску (далее - Инспекция МНС РФ) от 27.03.2003 N 208 о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - организации.
Решением Арбитражного суда Томской области от 18.10.2004 заявленныеОАО "Томскстройтранс" требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
При подаче кассационной жалобы налоговый орган заявил ходатайство о производстве замены стороны в связи с реорганизацией путем преобразования Инспекции МНС РФ в Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Томску на основании Указа Президента РФ N 314 от 09.03.2004 и постановления Правительства РФ от 30.09.2004 N 506.
Суд кассационной инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ производит процессуальную замену инспекции Министерства Российской Федерации по налогам сборам по городу Томску на инспекцию федеральной налоговой службы по городу Томску (далее Инспекция ФНС РФ).
В кассационной жалобе Инспекция ФНС РФ, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое об отказе ОАО "Томскстройтранс" в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Томскстройтранс" не соглашается с доводами кассационной жалобы, считая их несостоятельными, а решение арбитражного суда - законным и обоснованным. Просит вынесенный по делу судебный акт оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве. В судебном заседании представитель налогоплательщика поддержал доводы, перечисленные в отзыве.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее и приведенные в судебном заседании, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 27.03.2003 Инспекцией МНС РФ было вынесено постановление N 208 о взыскании за счет имущества ОАО "Томскстройтранс" задолженности по пени по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в размере 3 645 864, 53 руб.
На основании данного решения в отношении ОАО "Томскстройтранс" было принято постановление о от 27.03.2003 N 208 об обращении взыскания пени по НДФЛ в размере 3 645 864, 53 руб. за счет имущества ОАО "Томскстройтранс".
Полагая, что названное постановление не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы как налогоплательщика, ОАО "Томскстройтранс" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя требования налогоплательщика, Арбитражный суд Томской области исходил из того, что Инспекцией МНС РФ не была соблюдена процедура вынесения постановления о взыскании задолженности за счет имущества должника.
Процедура взыскания задолженности по налогам (сборам), пени и присужденным штрафам за счет имущества организации-налогоплательщика установлена статьями 45-47 Налогового кодекса РФ.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, либо в 10-дневный срок с даты вынесения решения налогового органа по результатам проведенной налоговой проверки.
Согласно пункту 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно содержать: сведения о сумме задолженности по налогу; размере пеней, начисленных на момент направления требования; сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах; сроке исполнения требования; а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком; подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика.
Судом установлено, что сумма пени в размере 3 645 864, 53 руб., указанная в оспариваемом ОАО "Томскстройтранс" постановлении, складывается из суммы пени, начисленной по решению N 016/4-03 от 19.03.2001 и частично (2 339 002,53 руб.) из суммы пени, указанной в постановлении N 47 от 24.03.1999, вынесенных по результатам выездных налоговых проверок.
На основании данных решения и постановления налоговым органом были выставлены требования N 51 от 24.03.1999 на сумму 3 411 357, 59 руб. со сроком исполнения до 29.03.1999 и N 518 от 19.03.2001 на сумму 1 306 862 руб. со сроком исполнения до 26.03.2001.
Из материалов дела также видно, что 21.02.2003 Инспекцией МНС РФ в адрес ОАО "Томскстройтранс" направлялось требование об уплате налога N 5714 на общую сумму 5 071 437, 21 руб. со сроком уплаты налога - 09.06.2001, содержащую в том числе сумму пени, указанную в оспариваемом постановлении N 208, в размере 3 645 864, 53 руб.
Таким образом, налоговым органом повторно и с нарушением срока, предусмотренного статьей 70 Налогового кодекса РФ, было выставлено требование на одни и те же суммы.
В силу статьи 46 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства, находящихся на счетах налогоплательщика в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента), инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств. Такое решение принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога, принимается решение о взыскании налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
В связи с неисполнением ОАО "Томскстройтранс" требований N 51 и N 518, по суммам пени, указанных в них, Инспекцией МНС РФ были вынесены решения о взыскании пени за счет денежных средств заявителя, находящихся на счетах в банках, N 1234 от 08.04.1999 на сумму 4 524 232, 53 руб. (в т.ч. 3 411 357, 59 руб. по требованию N 51) и N 2584 от 03.04.2001 на сумму 1 306 862 руб. (по требованию N 518).
На основании данных решений Инспекцией МНС РФ были выставлены инкассовые поручения N 1234 от 08.04.1999 на сумму 4 524 232, 53 руб. и N 5284 от 03.04.2001 на сумму 1 316 503 руб.
В тоже время в судебном заседании было установлено, что в марте 2003 года по задолженности по пени по НДФЛ налоговым органом были повторно выставлены инкассовые поручения в ОАО "Томскпромстройбанк" и в ООО "Промрегионбанк" за N N 1580, 1607, 1610, 1609, 1582, 1608 и 1581 на различные суммы НДФЛ, всего на сумму 2 159 335, 04 руб. При этом инкассовое поручение N 581 частично исполнено. Решения о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика в банках, на основании которых были выставлены данные инкассовые поручения, в материалах дела отсутствуют.
После выставления инкассовых поручений, в случае недостаточности или отсутствия денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, налоговый орган в силу пункта 7 статьи 46 и пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса РФ вправе обратить взыскание налогов за счет имущества налогоплательщика в пределах сумм, указанных в ранее выставленных требованиях об уплате налогов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание на основании статьи 46 Налогового кодекса РФ.
В связи с отсутствием денежных средств на счетах ОАО "Томскстройтранс" Инспекцией МНС РФ 27.03.2003 было принято решение N 208 о взыскании задолженности по пени в размере 3 645 864, 53 руб. по НДФЛ за счет имущества заявителя. С учетом произведенных в последующем постановлением N 208/1 от 15.04.2003 и постановлением N 208/2 от 25.11.2003 корректировок сумма, подлежащая взысканию, составила 3 564 416, 04 руб.
Исходя из буквального толкования статей 46, 47, 70 Налогового кодекса РФ следует, что процедура взыскания задолженности должна производится по каждому отдельному требованию.
На основании вышеизложенного, кассационная инстанция считает, что Арбитражный суд Томской области пришел к правильному выводу о несоблюдении налоговым органом процедуры обращения взыскания на имущество должника на сумму пени, указанную в оспариваемом постановлении.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение Арбитражного суда Томской области от 18.10.2004 по делу N А67-4047/03 оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Томску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 марта 2005 г. N Ф04-1038/2005(9234-А67-3)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании