Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 17 марта 2005 г. N Ф04-1226/2005(9416-А75-32)
(извлечение)
Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное управление" (далее - МУП "ЖКУ") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением о признании недействительными и отмене пунктов N N 1, 3, 14, 18, 21, 22, 23, 25, 27, 28, 30, 32, 35, 37, 40, 47 предписания от 21.06.2004 N 42 Государственной жилищной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа (далее - Инспекция).
Решением суда первой инстанции от 23.11.2004 в удовлетворении заявленного МУП "ЖКУ" требования отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе МУП "ЖКУ" просит отменить судебный акт и принять новое решение о признании недействительными и отмене пунктов N N 1,3, 14,18, 21, 22, 23,25, 27, 28, 30, 32, 35, 37, 40,47 предписания Инспекции от 21.06.2004 N 42.
Ссылаясь на статью 24 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24.12.1992 N 4218-1, заявитель утверждает, что органы местного самоуправления, как собственники жилищного фонда, должны финансировать его содержание, ремонт и реконструкцию. Указом Президента Российской Федерации "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" от 28.04.1997 N 425 предусмотрена необходимость формирования органами местного самоуправления муниципального заказа на обслуживание и развитие объектов жилищно-коммунального назначения.
По мнению МУП "ЖКУ", Правила и нормы технической эксплуатации жилфонда, утвержденные постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилфонда, но не обязывают производить эти работы жилищно-эксплуатационные организации. Раздел 1 названных Правил определяет, что они являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Кроме того, заявитель полагает, что оспариваемое предписание и плановая проверка не могут быть признаны законными в силу нарушения Инспекцией части 4 статьи 7 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 08.08.2001 N 134-ФЗ.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Инспекции Соломина И.В. поддержала доводы отзыва на кассационную жалобу.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена плановая проверка соблюдения МУП "ЖКУ" правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда за период с 2003 года по 2004 год, по результатам которой вынесено предписание от 21.06.2004 N 42 по устранению выявленных нарушений.
Отказывая в удовлетворении заявленных МУП "ЖКУ" требований, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с пунктом 1 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086, государственная жилищная инспекция является контролирующим органом, осуществляющим контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда.
Согласно пункту 1.2. Положения о Государственной жилищной инспекции Ханты-Мансийского автономного округа, утвержденного постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа от 27.03.2000 N 91, Государственная жилищная инспекция Ханты-Мансийского автономного округа является государственным органом исполнительной власти автономного округа, обеспечивающим контроль за предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг, отвечающих требованиям стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его принадлежности, в части обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и государства.
Из статьи 144 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что эксплуатация и ремонт государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, фонда жилищных и жилищно-строительных кооперативов, а также домов, квартир, находящихся в собственности граждан, осуществляются с обязательным соблюдением единых правил и норм эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Пунктом 1.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, предусмотрено, что правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
Пункт 2.2. Устава МУП "ЖКУ" устанавливает, что предприятие осуществляет эксплуатацию жилого фонда, содержание жилищного фонда и придомовых территорий в надлежащем состоянии.
По смыслу статьи 12 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" плата за ремонт жилья - плата, взимаемая с собственника жилого помещения, нанимателя жилого помещения по договору социального найма жилого помещения или договору найма жилого помещения, за текущий ремонт общего имущества жилого дома в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации перечнем связанных с таким ремонтом работ.
В соответствии с частью 1 статьи 15 названного Закона оплата жилья включает в себя внесение платы за содержание жилья и платы за ремонт жилья, а для нанимателя жилого помещения также внесение платы за наем жилого помещения.
В соответствии с действовавшим на момент возникновения рассматриваемых правоотношений Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 структура платежей граждан (кроме собственников частных домовладений), проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, включает плату за содержание и текущий ремонт жилищного фонда.
Постановлением мэра города Ханты-Мансийска от 15.01.2004 года N 24 установлены степени благоустройства жилищного фонда для установления платы населению за содержанием и ремонт жилищного фонда и коэффициентов корректировки тарифов за содержание и ремонт жилищного фонда на 2004 год.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд становил, что все мероприятия, указанные в оспариваемых пунктах предписания Инспекции, относятся к работам, связанным с текущим ремонтом, оплачиваемым за счет платы за ремонт жилья.
При таких обстоятельствах арбитражный суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных МУП "ЖКУ" требований.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 23.11.2004 по делу N A75-4861-A/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 марта 2005 г. N Ф04-1226/2005(9416-А75-32)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании