Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 8 августа 2005 г. N Ф04-4980/2005(13588-А02-35)
(извлечение)
Министерство финансов Республики Алтай, г. Горно-Алтайск (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Контрольно-счетной палате Республики Алтай, г. Горно-Алтайск (далее - палата) о признании недействительным предписания палаты от 09.12.2004 N 05-17/277 о взыскании в бесспорном порядке средств республиканского бюджета в размере 859 956 рублей, использованных не по целевому назначению.
Решением арбитражного суда от 01.03.2005 отказано в удовлетворении требований, заявленных министерством.
Суд исходил из того, что предписание палаты является законным и обоснованным.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.04.2005 решение арбитражного суда отменено и принято новое решение об удовлетворении заявленных министерством требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о несоответствии предписания статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе палата просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции, указывая, что судом апелляционной инстанции использование средств рассмотрено только с точки зрения получения и использования бюджетополучателем средств, применительно к бюджетной росписи, не принимая во внимание правовое основание их получения.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, указывая, что суд первой инстанции необоснованно квалифицировал действия министерства по статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нарушил права министра финансов в утверждении структуры и штатного расписания министерства в пределах численности, установленной Правительством Республики Алтай.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Кассационная инстанция в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность решения и постановления, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, учитывая доводы представителей сторон, изложенных в судебном заседании, считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, палатой проведена проверка министерства по вопросу целевого использования средств республиканского бюджета за первое полугодие 2004 года, по результатам которой составлен акт от 10.09.2004 и направлено представление от 30.09.2004 N 1 с предложением взыскать в бесспорном порядке со счета министерства 859 956 рублей путем уменьшения бюджетных ассигнований. Основанием для составления предписания явилось нецелевое использование средств республиканского бюджета в сумме 859 956 рублей. В связи с неисполнением министерством представления палатой министру финансов направлено предписание от 09.12.2004 N 05-17/277 о взыскании в бесспорном порядке с лицевого счета министерства в срок до 20.12.2004 средств республиканского бюджета в сумме 859 956 рублей, использованных не по целевому назначению (276 000 рублей - на приобретение микроавтобуса; 472 600 рублей - на оплату текущего ремонта; завышение Фонда оплаты труда на 2004 год в сумме 82 000 рублей в связи с планированием максимальных окладов по отдельным должностям категории "В") Не согласившись с указанным предписанием, министерство оспорило его в суде.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, отменив решение арбитражного суда первой инстанции и приняв новое решение об удовлетворении требований министерства, принял постановление с нарушением норм материального права.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств понимается использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основаниям их получения.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать, во-первых, соотнесение результата использования с целью, преследуемой при выделении этих средств, во-вторых, отклонение от регламентируемого режима использования.
Пункт 12 Положения о Министерстве финансов Республики Алтай, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 08.04.2004 N 69, устанавливает, что расходы на содержание аппарата управления министерства осуществляются за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай, направляемых на содержание республиканских органов исполнительной власти.
Закон Республики Алтай от 30.01.2004 N 1-РЗ "О республиканском бюджете на 2004 год" по состоянию на 01.07.2004 предусматривает расходы министерства в общей сумме 1975703, 90 тысяч рублей с распределением по определенным ведомствам, разделам и целевым статьям.
В соответствии с Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.12.2002 N 127н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", Законом Республики Алтай от 30.01.2004 N 1-РЗ функционирование и содержание органов государственной власти отнесено к разделу 01 "Государственное и местное самоуправление".
Таким образом, для выполнения поставленных задач министерство обеспечивается финансированием по главе 092, по разделу 0100 "Государственное управление и местное самоуправление", целевой статье 036, виду расходов 029 "Расходы на держание аппарата" (в разрезе статей бюджетной классификации).
Раздел 0103 " Государственное и местное самоуправление" предусматривает расходы в разрезе статей бюджетной классификации, одной из которых является "Оплата текущего ремонта зданий и сооружений".
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что в смете расходов министерства по разделу 0103 выделение ассигнований на эти цели не предусмотрено, так как министерство не имеет своего здания и располагается в здании Правительства Республики Алтай, которое закладывает расходы на эти цели в своей смете расходов на текущий год.
Следовательно, арбитражный суд правомерно пришел к выводу об отсутствии у министерства правового основания для использования бюджетных средств в сумме 472 600 рублей на оплату текущего ремонта за счет средств по разделу 30 "Прочие расходы", подразделу 04 "Прочие расходы, не отнесенные к другим видам расходов" (ведомство 092, раздел 3004, целевая статья 515, вид расходов 397).
Арбитражным судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что по разделу 0103 "Государственное и местное самоуправление" по статье 240120 "Приобретение и модернизация оборудования и предметов длительного пользования" предусмотрены ассигнования в сумме 587 000 рублей.
В силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 11.12.2002 N 127н расходы на цели, связанные с приобретением автомобиля в сумме 276 000 рублей, должны планироваться по разделу 01, целевая статья 036, вид расходов 029 "Расходы на содержание аппарата".
Следовательно, арбитражный суд правомерно пришел к выводу об отсутствии у министерства правового основания для использования бюджетных средств в сумме 276 000 рублей на приобретение автомобиля за счет средств по разделу 30 "Прочие расходы", подразделу 04 "Прочие расходы, не отнесенные к другим видам расходов" (ведомство 092, раздел 3004, целевая статья 515, вид расходов 397).
Пункт 2 приложения N 3 Постановления Правительства Республики Алтай от 17.05.1998 N 151 "Об основных положениях формирования фонда оплаты труда органов законодательной и исполнительной власти Республики Алтай на 1999 год" (с изменениями от 26.12.2000) устанавливает, что при определении размера фонда оплаты труда за основу размеров труда должны быть взяты средние должностные оклады по утвержденным схемам должностных окладов.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что в смете расходов фонд оплаты труда был определен в сумме 6 360 000 рублей, исходя из максимальных, а не средних ставок должностных окладов.
Следовательно, арбитражный суд правомерно пришел к выводу о завышении министерством фонда оплаты труда на 82 000 рублей и завышении начислений на заработную плату в сумме 29 356 рублей.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 40 Закона Республики Алтай от 30.01.2004 N 1-РЗ "О республиканском бюджете Республики Алтай на 2004 год" нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о соответствии предписания палаты от 09.12.2004г. бюджетному законодательству Российской Федерации и Республики Алтай, а также не обнаружил нарушения прав и законных интересов министерства обжалуемым предписанием.
Кассационная инстанция считает, что при таких обстоятельствах постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение первой инстанции оставлению в силе.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 и пунктом 3 части 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 21.04.2005 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-4695/04 отменить, оставить в силе (решение суда первой инстанции от 01.03.2005 по настоящему делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 августа 2005 г. N Ф04-4980/2005(13588-А02-35)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании