Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 15 августа 2005 г. N Ф04-5215/2005(13741-А03-15)
(извлечение)
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г.Барнаула, реорганизованная в инспекцию Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г.Барнаула (далее - налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с иском к закрытому акционерному обществу "Алтайский завод специального инструмента и технологической оснастки" (далее -ЗАО "АЗСИ и ТО") о взыскании штрафных санкций за нарушение налогового законодательства в сумме 167 694 руб. 99 коп.
Решение от 03.03.2005 Арбитражного суда Алтайского края заявленные требования оставлены без удовлетворения со ссылкой на их неправомерность.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.05.2005 решение суда оствлено# без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с нарушением норм материального права. Указывает, что буквальное толкование пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что ответственность за неуплату (неполную уплату) налога наступает не только в результате неправомерных действий налогоплательщика, повлекших занижение налогооблагаемой базы, но и вследствие неправомерного бездействия, выразившегося в пассивном, осознанном и волевом противоправном поведении субъекта, заключающемся в несовершении тех действий, которые он в соответствии с законодательством о налогах и сборах должен был и мог совершить. Корректировка подлежащего уплате единого социального налога за 2003 год до наступления срока уплаты налога заявителем не была произведена. Таким образом, в результате занижения единого социального налога за счет неуплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование заявителем не исчислен и не уплачен в срок единый социальный налог за 2003 год в сумме 838 474 руб. 95 коп. Просит принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Отзыв на кассационную жалобу от ЗАО "АЗСИиТО" в суд не поступил.
Проверив законность и обоснованность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 04.06.2004 налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка ЗАО "АЗСИиТО" по вопросам правильности исчислении, удержания, полноты и своевременности уплаты в бюджет единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2003 год.
По результатам проверки составлена докладная записка от 04.06.2004, в которой указано, что налогоплательщиком в нарушение части 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации за период 2003 года допущено занижение единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет на сумму неуплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом, по мнению налогового органа, произошла неполная уплата и несвоевременное перечисление единого социального налога в размере 838 474 руб. 95 коп,
04.06.2004 налоговым органом было вынесено решение N 50 "О привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" и применены налоговые санкции, предусмотренные частью 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату единого социального налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления или других неправомерных действий в виде штрафа в размере 20 % от неуплаченных сумм налога, что согласно представленным расчетам составило 167 694 руб. 99 коп.
Отказывая в удовлетворении требований налогового органа о взыскании 167 694 руб. 99 коп., суд обеих инстанций, пришел к правильному выводу, что в действиях налогоплательщика, который на основании Закона применил при исчислении суммы единого социального налога налоговый вычет на сумму начисленных за тот же период страховых взносов, отсутствует объективная сторона правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Такой вывод суда соответствует установленным обстоятельствам, представленным доказательствам и требованиям законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ). При этом сумма налогового вычета то есть сумма начисленных страховых взносов, не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
В пункте 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу. Кроме того, необходимо учитывать положение пункта 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ, согласно которому сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Из приведенных норм следует, что абзац 2 пункта 2 статьи 343 Налогового кодекса Российской Федерации определяет порядок расчета суммы единого социального налога для добросовестных налогоплательщиков, уплачивающих своевременно как страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, так и единый социальный налог, с учетом одновременного наступления срока уплаты данных платежей - до 15-го числа месяца, следующего за отчетным. При этом законодателем конкретизировано применение вычета по единому социальному налогу как по размеру, так и по сроку: "на сумму страховых взносов, начисленных в Пенсионный фонд Российской Федерации за тот же период".
Вместе с тем абзац 2 пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации является специальной нормой, связывающей право на применение налогового вычета по единому социальному налогу с фактической уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также устанавливающей дату возникновения у налогоплательщика недоимки в случае неправомерного применения налогового вычета.
В случае несвоевременной уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации налогоплательщик после фактической уплаты страховых взносов может внести изменения в ранее поданную налоговую декларацию по единому социальному налогу и применить налоговый вычет за тот отчетный (налоговый) период, к которому относятся страховые взносы.
Как следует из материалов дела, на момент вынесения налоговым органом решения о привлечении ЗАО "АЗСИиТО" к ответственности страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2003 год налогоплательщиком не уплачены.
На основании изложенного кассационная инстанция считает правильным вывод налогового органа о наличии у общества недоимки по единому социальному налогу.
Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно отказал инспекции в удовлетворении заявления о взыскании с налогоплательщика штрафа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействий) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога. При наличии коллизии между положениями пункта 2 и пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации состав налогового правонарушения в данном случае отсутствует.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы налогового органа у кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 03.03.2005 Арбитражного суда Алтайского края и постановление апелляционной инстанции от 11.05.2005 по делу N А03-15471/04-31 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 августа 2005 г. N Ф04-5215/2005(13741-А03-15)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании